С 24 февраля 2022го страна по-особому смотрит политические телешоу, крепко прописавшиеся за последние годы на основных каналах ТВ. Причина очевидна: людям хочется больше знать и лучше понимать все, что связано со специальной военной операцией на Украине.
Желание это, прямо скажем, в разных передачах удовлетворяется по-разному, что зависит от множества обстоятельств. И, уж конечно, индивидуальность каждого участника, то есть его способность живо общаться перед телекамерой, уровень знаний, идейно-политический настрой дают о себе знать.
Если об этом настрое говорить, то, пожалуй, всех, кого мы слушаем с телеэкрана, объединяет стремление доказать необходимость и важность операции, про которую идет речь. Тут сомнений нет, и разбираться в подробностях я пока не буду. Коснусь вопроса, который в данной тематике может быть воспринят лишь как сопутствующий, но, по убеждению моему, актуален чрезвычайно.
С ним связана, кстати, и самая большая сенсация всех этих передач после памятного 24 февраля. Во всяком случае для меня это именно так. Что же произошло? Разгорячившись, впав даже в некоторую экзальтацию, ведущий программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» вдруг вдохновенно воскликнул: «Ведь я же советский человек!»
Ничего себе… Да с каких это пор? Если бы Константину Сергеевичу Станиславскому довелось услышать из тех же уст все, что слышали телезрители в предыдущие долгие и махрово антисоветские годы, то великий театральный деятель теперь наверняка мог бы прореагировать лишь однозначно — своим знаменитым «Не верю!».
А верите ли вы? Интересный вопрос. Нынешние лицедеи переняли от своих предшественников из горбачевско-яковлевской катастройки и рокового ельцинского 1991-го умение искусно, как выражаются они сами, переобуваться на ходу. Изобразить из себя при этом могут кого угодно. Если требуется.
Соловьев в упомянутой ситуации воспылал при виде кадров, проходивших на экране. Очень красивых! Колонна российских танков движется по земле Донбасса. И над каждым из них развевается Красный флаг.
Какие молодцы все-таки эти ребята, решившие напрямую выразить свое отношение к подвигу отцов и дедов, точно так же двигавшихся по этой земле, освобождая ее от фашистов именно под этими флагами, ставшими в конце концов Знаменем Великой Победы.
Но разве у вас не щемит сердце при мысли о том, что предательское руководство страны победителей отреклось потом от Советского Знамени Победы как Государственного флага России?
В передаче Владимира Соловьева эта тема, разумеется, не углублялась.
У меня перед глазами картина из начала 1990-х, широко демонстрировавшаяся по российскому телевидению. На сборищах своей партии в Москве Егор Гайдар расстилал перед входом такой же Красный флаг, чтобы все о него вытирали ноги и топтали его. За это, что ли, «великому демократу» успели поставить в российской столице уже не один памятник?
Среди самых главных у нас в обществе и государстве была и остается проблема отношения к советской эпохе. Антисоветизм, антикоммунизм за три с половиной десятка лет пронизали все сверху донизу, став по существу неофициальной, но господствующей идеологией. События, связанные с Украиной, особенно нынешний их этап, явно заставили что-то в этом направлении менять, откуда и возникают сенсации, подобные соловьевской.
Но вместе с тем видно, в том числе на этих же политических шоу, о которых мы говорим, как нелегко дается перемена, как неустойчиво все колеблется туда-сюда при соприкосновении с проблемой, остающейся по-прежнему очень острой.
Ну до каких пор, например, назначенные участники публичных обсуждений будут так беззастенчиво перевирать высказывания классиков марксизма-ленинизма, старательно представляя их в абсолютно нелепом виде?
Вот есть такой политолог – Сергей Михеев, который решил доказать, что он умнее Маркса и Ленина, вместе взятых. И как же? Послушайте, дескать, какой абсурд изрек один о другом: «Теория Маркса правильная, потому что она верная».
Неужто это Ленин? Кто-нибудь может и поверить. Да только Ленин написал совсем иначе: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Комментарии излишни.
А пока в заключение – к организаторам шоу, ставших для многих телезрителей прямо-таки дежурным блюдом на каждый день. Разве можно в них допускать таких давно и безнадежно скомпрометировавших себя персонажей, как Сергей Станкевич? Кого и чему он может научить? Читатели многократно с возмущением писали об этом, на какое-то время он даже с экрана исчезал, но… потом возрождался снова!
Не может обойтись российское ТВ без патентованных антисоветчиков и антикоммунистов, потому что оно само по сути своей таково.
Виктор КОЖЕМЯКО.
«Правда», №41.