Красный путь
Красный путь

Без крыши дома своего

– Это был наш дом, ребята приходили в любое свободное время, – рассказывает Нина Александровна. – Мы и говорили обо всем, и чаи гоняли, и праздники организовывали, и за город выезжали. Клуб принадлежал «Полету», кружок – Дворцу, но тогда еще не делили полномочия: завод выделял транспорт, путевки в лагерь. Трудные времена, правда, уже сказывались – денег на расходные материалы выделялось все меньше и меньше. Но моей зарплаты хватало на многое. Очень помогали взрослые. На кожгалантерейной фабрике мы брали обрезки, на суконной – шерсть бобинами. до сих пор пользуемся этим богатством.

«Костер» первым в Омской области начал обучать детей искусству гобелена. Уже через два года получили первый диплом и 7 медалей на ВДНХ. Ребята объехали с выставками не только всю область, но и Россию. Их произведения демонстрировались в Германии, Польше, Индии, Норвегии, Франции. В 1994 году детские творения оказались в Омском краеведческом музее, впервые за историю его существования.

В 1998 году «Костер» получил право зваться народной студией, и городские власти нашли возможность перевести его из бывшей двухкомнатной квартиры в двухэтажное здание. Еще через два года студия официально стала детской художественной школой «Модерн» и образцовым коллективом РФ. Нина Скосырева, к тому времени заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ, отличник народного просвещения, была назначена директором.

Непокорные художники

Муфельную печь Нина Александровна выкупила у завода – несколько месяцев изготовляла керамические сувениры к юбилею предприятия. Два года подряд выигрывала гранты ЮНЕСКО, занимаясь развитием мелкой моторики детей с ограниченными возможностями. Зарплату, положенную по гранту, вложила в первый буклет о «Модерне»… Детские заслуги всегда радовали ее больше, чем личные:

– Однажды во Дворец привезли делегацию из Америки, мэра какого-то города, – вспоминает она. – Он увидел работы Юльки Стасенко и встал перед ней на колени! Много талантливых ребят прошло через кружок. С разными характерами, но за трудолюбие можно простить все. Стараюсь следить за их судьбами, да и они не забывают – учу уже детей своих учеников.

12 лет Скосырева вместе с детьми и родителями обустраивала свое детище. Ее личных работ, пользующихся успехом у иностранцев, с каждым годом становилось все меньше: школа занимала все время. Помогали бывшие воспитанники – Сергей Постников, например, директор фирмы, занимающейся керамикой, привез неликвидную плитку, из которой творческие педагоги сотвори шедевры на стенах. Заменили окна, поменяли трубы, оборудовали туалеты, раскрасив их в разные цвета, наклеили роскошные обои, удачно сочетающиеся с детскими произведениями, которыми была увешана школа.

Все флаги и делегации были в гости к «Модерну» – он стал своеобразной «визиткой» омского дополнительного образования. А в 2010­м грянула буря. Тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев потребовал быстро решить проблему очередей в детсады, и омские чиновники бросились выполнять поручение. Помещения образовательных учреждений, в свое время переданные коммерческим структурам, возвращались тяжело, к тому же требовали ремонта. А в отремонтированное, теплое помещение ДХШ «Модерн» сотня малышей могла въехать хоть завтра. «Модерн» решено было быстро переселить – причем тоже в здание садика, только находящееся в аварийном состоянии.

Быстро не получилось – возмутились родители. Попытки обратиться к бывшему мэру города Виктор Шрейдеру ничего не дали. Создали сайт поддержки ДХШ. Противостояние длилось почти год, за который в аварийном здании под давлением общественности все же сделали ремонт. После этого, летом 2011­го, «Модерн» перевезли, а его создательницу Нину Скосыреву… сократили. Она осталась в школе на треть ставки – уйти совсем сил не хватило. Как ни странно, Елена Мизулина осталась довольна, дав интервью газете «Вечерний Омск»:

– Должна признать, что ремонт произведен хороший. Совершенно другое помещение! Оно более свободное, светлые просторные классы, убрана плесень. Конечный итог получился не самый плохой. На самом деле городские власти постарались сделать помещение достойным талантливых детей.

Чужие среди своих

Увы, отдельного помещения талантливые дети оказались недостойны – «Модерн» подселили в здание Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

– Мы гвоздя не можем забить без разрешения, – объясняет директор ДХШ «Модерн» Людмила Селезнева. – Родители, бывшие ученики и сейчас готовы помочь, сделать хороший ремонт. Но мы тут на птичьих правах. В моем подчинении – только 10 педагогов, технический персонал относится к центру. Все, что можем – сами перемыть стены или пол, если технички это плохо сделали. Нынче возникла конфликтная ситуация у нашего ребенка с вахтером. Объясняться с родителями пришлось мне, а на вахтера я никакого влияния не имею, он и сейчас работает.

Директор в ДХШ «Модерн» появился только в прошлом году – Людмила Николаевна Селезнева пришла из омского филиала Высшей школы народных искусств. Желающих управлять учреждением, в котором занимается более 600 детей, за 15 тысяч рублей не находилось. Но Людмила Николаевна – сама художник и педагог, всегда восхищалась тем, что делает «Модерн». Говорит, даже студенты ее филиала не всегда могли дотянуться до уровня этих детей. А уж керамика и гобелен здесь преподаются так, как ни в одной другой школе искусств Омска.

– «Модерн» – единственная художественная школа в системе образования Омска, – объясняет она. – Остальные школы искусств находятся в ведомстве департамента культуры. И в этом – принципиальное отличие. У нас, в отличие от «культурных» школ, нет вступительных экзаменов – принимаем всех, независимо от того, умеют ли они держать в руках карандаш. У них программы предпрофильные, у нас – развивающие. Мы не ставим задачей сделать из всех профессионалов, мы развиваем фантазию и творчество, учим детей видеть и создавать красоту. Учим создавать – вот что важно, то есть работать не только на себя, но и на будущее общества. Поэтому воспитание считаем важной частью процесса: проводим благотворительные мероприятия, организуем социальные проекты.

Селезнева быстро опустилась с небес на землю… «Хороший ремонт» спустя всего три года обернулся разбитым крыльцом, старыми окнами, через которые нещадно дует, истончившимися стенами… В сентябре 2015 года в «Модерне» случился потоп – сразу в нескольких местах потекла крыша. Городскому центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ничего – он располагается на первом этаже, а художникам пришлось спасать имущество. Богатств ведь накоплено немало – гобелены развешены на стенах кабинетов слоями, керамические изделия, не попавшие в витрину выставочного зала-кабинета, еле вмещаются в шкафы. Коллективные детские труды, многие из которых уникальны, в том числе и победившие на международных выставках, негде хранить. «Более свободным», как представилось Мизулиной, здание стало в основном за счет раздевалки и холла на первом этаже, которые художники делят с психологами. А желающих заниматься все больше – теперь уже насчитывается не 600, а 800 человек на начало учебного года. Причем в первую смену школа полупуста – большинство ребят в это время на уроках. После обеда разводить потоки по кабинетам не получается. Их десять, но каждый приспособлен для своего вида деятельности: рядом с ткацким станком мольберты не поставишь.

Ни центр, ни департамент образования не бросились на помощь во время потопа. Пришлось опять обращаться за помощью к Мизулиной, которая теперь уже сенатор от Омской области. На ее просьбу мэр (уже Вячеслав Двораковский) отреагировал – в ноябре крышу отремонтировали. Проверяя ремонт, мэр с сенатором в голос сказали, что «Модерну» нужен свой дом. Но прошел год – ничего не изменилось, слова забылись. Финансируется ДХШ «Модерн» по самому остаточному принципу: из того, чего не жалко Городскому центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

«Чужими среди своих» модерновцы стали и среди учеников других школ искусств.

– Нас практически не приглашают на выставки, которые организуют министерство или департамент культуры, – рассказывает Людмила Николаевна. – Мы ведь из другого ведомства! Пробиться на какой-нибудь вернисаж удается только благодаря личным связям. А ведь признание очень важно творческим детям, это стимул для развития.

Уникальность «Модерна» оборачивается его бедой: департамент образования не учитывает особые потребности единственной в ведомстве школы искусств, департаменту культуры конкуренты не нужны. Не потухнет ли «костер», тридцать лет греющий омских детей?

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Фото автора.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех