Казалось бы, в час суровых испытаний – боевые действия, жесточайшие санкции, – общество должно объединиться, а государство должно обеспечить это единение и всячески его стимулировать. У нас же этого как-то не получается. И дело даже не в части деятелей искусств и шоу-бизнеса, возомнивших из себя «совесть России», а в банальных ценниках на прилавках. Это тот случай, когда холодильник способен в конце концов победить телевизор, особенно когда чиновники на голубом глазу несут по нему чушь.
Так, руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев в интервью радио Sputnik прокомментировал рост цен на рыбу в России:
«Если посмотреть на всю цепочку формирования цен от лодки до глотки, то мы обратим внимание, что рыбаки в новую цену закладывают риски (связанные с сокращением экспорта). Половина российской рыбы прежде уходила на экспорт. Сейчас эти объемы значительно сокращены, и перспектива экспортная не очень просматривается. Порты Китая, например, закрылись по причинам пандемии. В то же время рыбаки, продавая товар на внутреннем рынке, смотрят на те цены, которые есть на внешних рынках, а они фантастически взлетели, и стремятся получить именно эту маржу». Он также напомнил о влиянии инфляции на стоимость продуктов питания в России и исключил дефицит рыбы на прилавках.
Да вот беда, не помнит господин Савельев и «рыбаки», что до этого кризиса была принята государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», по которой предусмотрена государственная поддержка привлечения инвестиций в отрасль в виде инвестиционных квот на строительство судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов, с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 213,3 млрд рублей. А постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. № 1023 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива» предусматривается компенсация 30 процентов затрат стоимости судового топлива при условии осуществления рыболовства в удаленных районах промысла.
Словом, как получать от государства преференции – тут завсегда готовы, а как вместе со страной противостоять санкциям, так – «кушать очень хорошо хочется», валюта стран войну экономическую нам объявивших, дорожает, обладателей оной на свою территорию не пускают. А жадность от возможной прибыли распирает. Хотя – развивайся внутри страны, используй принцип – не ценой, а количеством (все равно девать-то улов некуда), все помощь стране.
Да только ли «рыбаки» жаждут в мутной водице «рыбки» наловить? Согласно данным Росстата за март строительные материалы в среднем подорожали на 10%. Это – за один месяц. То есть темп – 120% годовых! Правда, у Росстата какая-то своя арифметика.
«Цены на строительные материалы в среднем выросли на 10%, в том числе на линолеум – на 21,8%, ламинат – на 18,7%, краски масляные – на 16,5%, мойки из нержавеющей стали – на 15,5%, плитку керамическую, облицовочную для внутренних работ – на 10,3%, рубероид – на 9,9%, кирпич красный – на 9,2%», – напечатано в материалах Росстата.
Любопытно, но большая часть перечисленных позиций имеет отечественное происхождение. Почему выросла стоимость кирпича, красок, линолеума, рубероида и плитки, непонятно. Сырье российское, вся остальная себестоимость тоже рублевая. Зарплаты не поднимают, нефть не дорожает, ЖКХ тоже. В чем дело? Что делать с жадностью олигархов, да что там – всех (за редким исключением) представителей бизнеса от малого до великого.
Эти вопросы должен задавать не я, и даже не другие общественные организации типа ОНФ, – правительство и лично главнокомандующий (за военные действия отвечает генштаб и лично министр обороны), и ответить на них. В навязанной нам либеральной рыночной экономике внятного ответа получить невозможно по определению. Следовательно, делайте выводы.
Евгений ЛУЩИКОВ.