В Омске открылся новый музей. Событие само по себе для нынешнего времени неординарное.
Официальное называние – «мультимедийная музейная комната». Находится она по адресу: ул. Спартаковская, 3 – там же, где и раньше располагался офис региональной организации инвалидов «Союз Чернобыль». Но собранные там экспонаты достаточно значимы, чтобы считать ее настоящим музеем. Причем создана экспозиция не по решению властей, а усилиями активистов общества, которое объединяет участников ликвидаций радиационных аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк», ветеранов, служивших на ядерных полигонах и атомных подводных лодках.
Уже и злостные антисоветчики вынуждены признать, что именно в советский период ученые и военные нашей страны создали залог того, что и сегодня Россия остается одной из наиболее значимых стран в мире. Не было бы «ядерной кнопки», никакая «путинская харизма» не сделала бы Россию более значимой, чем любая другая страна «периферийного капитализма», с интересами которой в мире вообще никто не считается. Сегодня заслуженно известны такие величайшие советские ученые, как Петр Капица или Игорь Курчатов. Но их достижения были бы невозможны без тысяч и тысяч простых рабочих и солдат.
На этом пути случались, к огромной горечи, тяжелые неудачи, даже катастрофы.
Так было в 1957 году под Челябинском на заводе по производству атомных бомб (комбинат «Маяк»). Тогда человечество вообще не имело даже минимального представления об опасности радиационного загрязнения среды. Взрыв контейнера с высокоактивными радиоактивными отходами привел к заражению местности на площади несколько тысяч квадратных километров. Когда документы об аварии были рассекречены, выяснилось, что в момент аварии радиационному воздействию подверглось более 1000 военнослужащих, несших охрану объекта, и жители более 20 населенных пунктов, расположенных по ходу движения образовавшегося радиационного облака. Впоследствии были переселены 23 деревни, попавших в зону заражения, сняты и захоронены тысячи тонн радиоактивного грунта, вся зараженная зона была окружена «полосой отчуждения», строго охраняемая солдатами. А параллельно ученые накапливали знания. Были вычислены предельно допустимые уровни прямого воздействия радиации на человеческий организм и предельно допустимые уровни загрязнения радионуклидами продуктов, не приводящие к патологическим изменениям в организме человека. Ведь до аварии на «Маяке» никто в мире не имел даже приблизительного представления об этом.
Среди солдат, служивших в охране «Маяка» и затем зоны отчуждения, было немало сибиряков, в том числе – омичей, но даже к началу 90х, когда были рассекречены сведения об аварии на «Маяке», дожили далеко не все. Сегодня на учете в организации «Союз Чернобыль» состоит всего 15 человек – участников ликвидации аварии на ПО «Маяк». А в музее «Союза Чернобыль» оформлен небольшой стенд, посвященный «подразделениям особого риска» – участникам всех ядерных испытаний и аварий, произошедших в нашей стране за годы развития атомных вооружений и энергетики.
Активисты организации ветеранов «Маяка» Анатолий Иванович Пачин и Валерий Афанасьевич Сушко по мере возможности собирают материалы, касающиеся аварии, которые становятся достоянием гласности. Накопленный советскими военными опыт позволил минимизировать потери от аварии на Чернобыльской АЭС. К тому времени были уже и нормативы, и понимание опасности, и знания, что нужно делать. Но знать и реализовывать – разные вещи. И кто-то должен был идти в зараженную зону, чтобы предотвратить распространение радиации.
– Поверхность укрывали свинцовыми плитами, – рассказывает заместитель председателя общества «Союз Чернобыль» Юрий Михайлович Соловьев. – Плита весит 60 килограммов. Брали вдвоем, несли и бросали. Нужно было уложиться в норматив по времени, чтобы не получить дозу радиации больше допустимой. Это – минуты. Нам выдали офицерское нижнее белье – его после можно было выжимать…
В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС участвовали около полутора тысяч омичей. Они занимались дезактивацией станции, прилегающих территорий, возводили «саркофаг», чтобы разрушенный реактор перестал быть источником радиоактивного загрязнения окружающей среды. 706 омичей, участвовавших в этих работах, награждены орденами и медалями, среди них есть кавалеры ордена Красной Звезды и Мужества.
Юрий Михайлович Соловьев в музее на общественных началах выполняет функции экскурсовода. Он умеет рассказывать, он вспоминает детали, которые сегодня многих ошеломляют.
– Главный инструмент спасателя – лопата, – с юмором комментирует Юрий Михайлович ту часть экспозиции, на которой представлены защитные костюмы, использовавшиеся участниками ликвидации последствий чернобыльской аварии. – Работы по дезактивации – это, прежде всего, тонны перемещенного мусора, обломков конструкций, грунта…
Рассказывает о том, что в Чернобыле на наиболее опасные работы не отправляли людей младше 3540 лет. «Срочников» берегли – им еще жениться, заводить детей. Первыми шли офицеры – семейные, «детные». Те, кто рисковал уже только своим здоровьем.
– Большинство из членов нашей организации – инвалиды второй группы, – говорит Юрий Михайлович. – Потому и название – «общество инвалидов». Для большинства Чернобыль не прошел бесследно…
В проходе к музейной комнате – большой стенд с фамилиями омичей-ликвидаторов, которых уже нет в живых. Делался он два года назад, а сегодня к уже имеющимся нужно прибавить более 80 имен.
Забывается и само событие. Открытие музея было приурочено к 35летию окончания строительства «саркофага» над взорвавшемся энергоблоком. Но в СМИ эта дата практически не освещалась. Многие молодые имеют о Чернобыле смутное представление, а уж об аварии на «Маяке», об атомных испытаниях в самом начале «ядерной гонки» не знают вообще. Не потому, что данные секретные, а потому, что информационный поток сегодня такой плотный, что настоящую историю отодвигают какие-то сегодняшние сиюминутные сенсации. Именно для того, чтобы сохранить память о земляках-омичах, причастных к событиям, значимым для всей истории 20 века, и создан музей.
У активистов организации «Союз Чернобыль» большие планы. Уже есть договоренность об экскурсиях для воспитанников кадетского корпуса. Комплектуется оборудование для проведения дистанционных экскурсий – так, чтобы в музее могли «побывать» ребята из любых школ, где бы они ни находились. Издана книга, посвященная нашим землякам-ликвидаторам «И помнит мир спасенный...»
Любое значимое событие, счастливое или горькое, дает человечеству знания. Собственно говоря, музей «Союза Чернобыль» – о цене этого знания. И о благодарности к тем, кто, несмотря ни на что, делал свое дело. И сделал.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.