Красный путь
Красный путь

«Я нашёл своего отца в вашем музее...»

Прикоснись к истории

В светлом высоком зале площадью около 400 кв. метров, где размещено более двух тысяч экспонатов, как магнит притягивают посетителей вещи и предметы, соприкоснувшись с которыми можно ощутить бег неумолимого времени.

Вот воссозданный уголок буфета станции Омск-Пассажирский – с самоварами, бубликами, металлическими подстаканниками, а рядом – деревянный узенький резной шкафчик, открыв одну из секций которого можно увидеть настоящий поездной умывальник начала ХХ века. Конечно, с таким комфортом ездила по Транссибу публика, имеющая средства.

Исправно работает размещенное в зале электрическое табло со станции Карбышево­1, которое выдавало массу полезной информации пассажирам восьмидесятых – девяностых годов: стоимость билетов, остановки на маршруте и т.д. И багажные ячейки, занимавшие один из залов вокзала… Помните: поставишь в такую камеру хранения чемодан, наберешь шифр на дверце и потом боишься его забыть?

Рядом с красными знаменами коллектива Омской железной дороги за ударный труд – реконструкция «Кабинет начальника станции пятидесятых годов».

– Кроме натурных экспонатов, экспозиция насыщена уникальными историческими фотографиями, документами, информационными материалами. Здесь можно полистать Книги памяти и Книги почета, альбомы, книги по истории – всего и не перечесть, – говорит Ирина Викторовна. – А сколько еще хранится в наших фондах – почти 18 тысяч экспонатов! Награды железнодорожников, знаки отличия, трофейное немецкое оружие времен Великой Отечественной войны. И у каждого экспоната – своя история. Например, есть флаг Союза Советских Социалистических республик 1927 года, где на вышитом гербе девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – был написан на 6 языках (по числу языков четырех союзных республик, образовавших в 1922 году Союз ССР – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. – Авт.). Знамя было вручено на станции Валерино за успешную ликвидацию неграмотности.

Постановили и создали

– Богатые фонды – заслуга тех, кто этот музей создавал, – продолжает Ирина Викторовна. – Неоценим вклад Веры Александровны Шакуровой. – В протоколе заседания президиума районного проф­союза железнодорожников Омского отделения дороги от 6 января 1967 года записано: «Слушали информацию красногвардейца т. Головина о создании музея при доме культуры им. Лобкова... Постановили выделить комнату в ДК для музея и для его организации создать комиссию...». В состав комиссии вошла и Шакурова, инженер отдела научной организации труда. Уже к 7 ноября, благодаря энтузиазму работников и ветеранов, первый зал музея был открыт.

Вера Александровна была энергичным человеком и увлеченным краеведом. Она постоянно училась и консультировалась у сотрудников областного краеведческого музея. В то время еще были живы свидетели революционных событий, в семьях хранились редкие фотографии, документы, вещи начала ХХ века. Шакурова старалась максимально пополнить фонды вместе с членами совета музея, среди которых активно работала Нина Васильевна Лушникова.

В 1980 году открыли новую экспозицию, где значительную часть занимала история революционных событий, передовым отрядом в которых были рабочие-железнодорожники. Большая экскурсионная и воспитательно-патриотическая работа была отмечена почетным для общественного музея званием – «Народный».

Когда в 1991 году не стало Веры Александровны, директором назначили Нину Васильевну Лушникову. Когда­то, в 1958 году, 16­летней девушкой она пришла на омскую железную дорогу, учеником токаря, потом освоила и другие специальности, получила высшее образование, активно занималась общественной работой, профсоюзной. Сегодня Нина Васильевна – заместитель председателя совета ветеранов, занесена в Книгу почета совета ветеранов Ленинского административного округа города Омска.

В 2003 году музей переехал в ДК «Железнодорожник» на Старой Московке. В 2012 году его заведующей стала Ирина Викторовна.

– До лета нынешнего года мы работали в здании ДК «Железнодорожник», – поясняет она. – И надо отметить, что руководство Дома культуры огромное внимание уделяет гражданско-патриотической, воспитательной работе. Все мероприятия в этом направлении мы проводили вместе с коллективом ДК. Даже жаль было расставаться.

Помещение было скромным – что разместишь в двух небольших комнатах? Да и удаленность от вокзала и центра города значительная. И совет ветеранов постоянно хлопотал о другом здании.

Если делать, то достойно

Решение о том, чтобы музей получил здание бывшего багажного отделения, было принято начальником Западно-Сибирской железной дороги Анатолием Абрамовичем Регером, ранее 10 лет возглавлявшим Омское отделение, а затем регион Западно-Сибирской железной дороги. Он же позаботился о том, чтобы музей выглядел достойно.

Проект интерьеров выполнен сотрудниками института «Сибжелдорпроект» (г. Новосибирск). О том, что поместить в экспозицию, голова болела у Ирины Викторовны, которой хотелось сделать ее интересной, максимально насыщенной, на уровне современных музееведческих требований. Изучив за четыре года работы собранные в музее фонды, книги по истории магистрали, воспоминания ветеранов, Паршакова взвешенно отбирала экспонаты для залов, ведь все даже в новом помещении представить невозможно.

– Мне хотелось, чтобы люди пришли и увидели себя, товарищей, рабочие участки, своих родственников. Узнали на старых фото здания родного предприятия и города, – поясняет краевед. – В день открытия в книге отзывов посетители оставляли свои снимки разных лет, а запись: «Я нашел своего отца в вашем музее» тронула до глубины души. Значит, мы не зря старались.

А планов – громадьё

– Не скрою, очень приятно было получить из рук губернатора медаль в честь 300­летия Омска за заслуги нашего музея перед омичами, – делится Ирина Викторовна. – Сегодня экспозиция поселилась на том самом месте, куда 120 лет назад пришла Великая Сибирская магистраль. Это очень логично. Судите сами: с одной стороны от музея находится вокзал, с другой – здание первого паровозного депо, неподалеку – ДК им. З. Лобкова и Красной Гвардии, а напротив крыльца – первый многоквартирный дом, построенный железнодорожниками.

– У нас с советом ветеранов много планов, – продолжает моя собеседница, – и по оснащению экспозиции современными электронными средствами, по работе с детьми, молодежью. Удобный конференц-зал на 32 места позволяет проводить встречи поколений, беседы и уроки мужества. И, конечно, мы рады всем, кто захочет передать в наши фонды исторические фото, документы или предметы.

…Вот и закончилась наша необычная экскурсия, пожелаем музею творческой и плодотворной работы, расти, развиваться и совершенствоваться.

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех