А папа депутата в прибылях
25 ноября в шахте «Листвяжная» произошел взрыв метана, погиб 51 человек. О том, что привело к взрыву и понесет ли кто-нибудь за это наказание – вопрос вопросов.
Начальник стал фигурантом дела
По злой иронии судьбы, ровно за год до трагедии, день в день, 25 ноября 2020 года, коллектив ООО «Шахта «Листвяжная» первым в холдинге «СДС-Уголь» досрочно выполнил годовой план, выдав на-гора 4200 тыс. тонн угля.
А руководил очистной бригадой «стахановцев» Сергей Герасименок – тот самый начальник участка №4, который накануне, 25 ноября 2021 года, был задержан правоохранителями в рамках возбужденного уголовного дела по статье «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Вместе с ним задержаны директор шахты Сергей Махраков и его первый заместитель Андрей Молоствов.
Сколько нарушений
было выявлено?
В 2021 году на шахте проведено 127 проверок, выявлено 914 нарушений, девять раз применялась приостановка, общая сумма штрафов составила свыше 4 миллионов рублей. До сегодняшнего дня гибель рабочего последний раз произошла в январе 2017 года.
К слову, в 2004 году на «Листвяжной» при взрыве метана погибло 13 человек из-за плохой вентиляции. В итоге 9 инженерно-технических работников шахты были приговорены к условным срокам.
Сколько стоит жизнь шахтера?
Владелец шахты «Листвяжная» – холдинговая компания «СДС» готова выплатить семьям погибших горняков по 2 миллиона рублей. Кроме того, пострадавшим будут произведены дополнительные выплаты сверх положенных по закону, их размер будет определяться в индивидуальном порядке, сообщила пресс-служба компании «СДС».
Итого холдинговая компания выплатит родственникам погибших шахтеров 92 миллиона рублей. Небольшая сумма, учитывая, что цены на уголь сейчас взлетели, а производственная мощность одной только шахты «Листвяжная» составляет 5,2 млн тонн угля в год. В 2020 году ее выручка составила 9,4 млрд руб., что на 11% меньше, чем годом ранее. При этом чистая прибыль составила 837 млн руб., что на 82% меньше, чем в 2019 году, когда цены на уголь упали. Но в 2021 году на радость угольщикам цены вновь выросли. А учитывая довольно плачевное финансовое состояние холдинга «СДС» и шахты «Листвяжной». в частности, вполне закономерно предположить, что руководство заставляло выдавать на-гора тонны угля, чтобы рассчитаться с долгами, которые накопились за последние пять лет на сумму почти полмиллиарда рублей.
Итого на фоне сверхприбылей несколько миллионов компенсации на «расходы» в лице погибших горняков – небольшая плата для воротил угольного бизнеса, а репутационные потери давно никто не считает.
Шахта «Листвяжная» с 2011 года полностью принадлежит холдинговой компании «СДС-Уголь», которая занимает третье место по добыче и экспорту угля в России.
95% «СДС-Угля» с 2019 года владеет Михаил Федяев, занимающий со своими 550 миллионами долларов 177-ю строчку в списке Forbes. Его сын Павел Федяев – депутат Государственной думы от «Единой России».
Кто же ответит за смерть полусотни человек?
Долларовый миллионер из списка Forbes? Или «лучший директор шахты»? Следствие покажет. Но в Кузбассе уже есть один яркий пример безнаказанности за смерть шахтеров.
В апреле 2020 года Междуреченский городской суд фактически закрыл дело о взрывах на шахте «Распадская», на которой в мае 2010 года погиб 91 человек. Единственный оставшийся подсудимый – бывший технический директор ЗАО «Распадская угольная компания» Анатолий Рыжов ушел от ответственности в связи с истечением срока давности, а уголовное преследование семи других обвиняемых к тому моменту тоже было давно прекращено. За смерть 91 человека не ответил никто. Посмотрим, что будет на этот раз.
По материалам «Царьград».