У моей бабушки Софьи Ивановны была сестра Христина. Умерла она давно, еще до Великой Отечественной войны. Детей Христины взяли родственники на воспитание. У бабушки тоже своих детей был полон дом, но она взяла себе Веру и Раю.
Вера была дерзкая, своевольная. Как только школу окончила, так сразу уехала куда-то. И писем не писала. Никто не знал, где она и как ее дела.
А Рая очень любила свою новую маму Софью Ивановну. И иначе как «мамочка» ее не называла. Раиса в Омске вышла замуж за Леню Забродина, стала носить его фамилию. Шло время, семья Забродиных росла. У Раи и Лени было пятеро детей – Женя, Саша, Наташа, Володя и Миша. И решили Забродины уехать в пригород Фрунзе. Там они дом построили большой, а кругом – сад. И недалеко шумит большой Чуйский канал.
В конце 60-х годов приехала в гости – тогда уже не Рая, а Раиса Васильевна и стала мою бабушку манить к себе, чтобы пожили там, где виноград и абрикосы растут и снег не каждую зиму ложится. А если снег идет, то сразу тает. Бабушка Софья Ивановна захотела ехать в этот благодатный край, но взяла с собой и меня.
Приехали. Красиво – поля, а дальше горы темно-зеленые, а еще дальше – снежные их вершины. Впечатляюще смотрелся бурный поток, а над ним пешеходный качающийся мостик.
Я там училась в седьмом классе. В русской школе. Все предметы преподавали по-русски.
Каждое утро я шла на остановку автобуса и ехала минут двадцать в школу. Со мной вместе из поселка ехала Наташа (ее родители переехали в Киргизию с Украины) и киргизский мальчик Миша, который мечтал после школы учиться в Новосибирском институте. Мы втроем ездили в школу, вместе возвращались. Часто, когда шли проселочной дорогой к поселку, пели: Наташа – украинские, я – старинные сибирские песни. Но больше всего мы любили новые песни. Впервые посмотрев фильм «Вертикаль», пели:
«Если друг оказался вдруг,
И не друг, и не враг, а – так.
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош…»
Много специалистов из разных городов России и других братских республик приезжали жить и работать в Киргизию и в Казахстан. И не было никакой вражды. Откуда же сегодня взялась эта злоба? Кто ее завез?
Мы с бабушкой прожили немного: летом Софье Ивановне было трудно переносить сухие, жаркие дни, и она уехала в Омск, увезла и меня. Но я запомнила город Фрунзе как город друзей, где все равно какой ты национальности. Потому что все были советские, все свои. А после, когда СССР разорвали на куски, Миша Забродин уехал на Тюменский Север, Саша с женой-немкой обосновался в Германии, Наташа с мужем поселились в Волгоградской области…
У меня по всей стране много родни, но как все теперь изменилось. Мало того, что поездка дорого стоит, так еще и опасно стало ехать куда-то, потому что нынче мы все не советские, а неизвестно какие. Больно. Обидно. За наш разорванный СССР, за растоптанную песню о дружбе.
Ирина ТУБИНА.
г. Омск.