Проекты представили 425 дизайнеров. Победил в этом мировом состязании 31летний омич Алексей Медведев. Его концепт под названием Zelator (признается, что просто понравилось это слово, ну и смысл в переводе с латинского – «ревностный» настроению его соответствовал) занял первое место в основной номинации (а их всего было три), и третье – в категории «лучшее решение отсека для грузов». Из общего призового фонда – 100 тысяч долларов Алексею досталось 52,5 тысячи.
Он рассказал, как случился с ним этот взлет. Его биография, на первый взгляд, ничего такого не предвещала. Закончил девять лет назад СибАДИ (Сибирский автомобильно-дорожный институт) по специальности «инженер-архитектор». Работал в проектных организациях, а попутно, больше для души, чем для заработка, занимался дизайном. В 2010 году подвернулась доходная должность в администрации Чукотского округа: за несколько лет дорос до начальника управления в окружном департаменте промышленной политики, строительства и ЖКХ. Работа гарантировала благополучие на многие годы, однако сильно наскучила.
– С полгода назад решил возвращаться в Омск и заняться тем, что мне нравится и что я действительно умею – дизайном.
К тому Алексея с молодой супругой побуждала и весть о том, что скоро у них появится дочка: решили они, что климат чукотский для нее будет слишком суров.
– Накопления у нас были. Подумали: перебьемся на первых порах, если что.
В Омске быстро нашлись заказчики, но не местные, естественно, а из-за рубежа.
– Делал дизайн автомобилей: хватало на жизнь, и оставалось немало свободного времени. Потом попалось объявление от Airbus: не раздумывая, решил, что буду участвовать, без надежд на какое-то вознаграждение. В конструировании летательных аппаратов некоторый опыт у меня есть, но в сравнении с профессионалами в этой области – почти нулевой. В таких конкурсах и проигрывать тоже полезно – чтоб сравнить себя с коллегами разных стран, научиться чему-то у них (где мы еще с ними встретимся?) и узнать свое настоящее место. Что оно будет первым, никак не предполагал.
Взялся Алексей за этот конкурс со всей серьезностью.
– Работал над проектом почти три месяца, по нескольку часов в день.
Сначала, как это часто случается с художниками, сам себе усложнил задачу – решил сделать дрон бионической формы – сглаженные поверхности, крылья без углов – как у бабочки или стрекозы. Через две недели понял, что забрел «не в ту степь» – такая форма сложна и в расчетах, и в производстве, а среди главных требований Airbus к проектам – эффективность, простота, удобство в исполнении.
– К счастью, вовремя остановился – выбрал форму более традиционную, – рассказывает Алексей.
Окончательный вариант медведевского дрона смахивает на мышь – не летучую, а скорее летающую – обыкновенную мышь, у которой вдруг выросли крылья – так может случиться с каждым, кто однажды, отрешившись от будничной мышиной возни, бросит все и займется любимым делом, как случилось с Алексеем, своевременно поставившим крест на успешной чиновничьей карьере. Правда, он говорит, что такого смысла в проект не вкладывал, но, художники, как известно по Фрейду, проговариваются о главном, когда думают вроде бы совсем о другом.
Он, впрочем, себя художником не считает – полагает, что в его работе расчетливого ума больше, чем фантазии. «Конечно, оценивало жюри и эстетическую составляющую, но главное – чтобы дрон был экономичен и мог летать».
На церемонию награждения Алексей попасть не смог:
– Оно проходило в Лондоне: мне заранее сообщили, чтобы я успел сделать визу. Но английское консульство, к сожалению, затянуло ее оформление, и до сих пор, кстати, не вернуло мне мой загранпаспорт. Дорогу оплачивал Airbus, а о том, что полет мой отменяется, стало известно за несколько часов до рейса. Конечно, расстроился сначала, но ничего страшного: надеюсь, удастся побывать на предприятии, где будут строить мой дрон, это будет во Франции или в Германии, обещают сделать его скоро – до конца года.
Часть премии он планирует потратить на эту поездку, остальному, за вычетом налога, тоже найдет применение: полтора месяца назад у Алексея родилась дочка.
И заказчиков у него теперь наверняка станет больше: горизонты раздвинулись – раньше он проектировал только автомобили, а теперь мир знает его как лучшего дизайнера беспилотников.
Почему лучший в мире дизайнер живет в Сибири, а работает фактически за рубежом? Почему в нашем государстве больше ценятся чиновники, чем, например, инноваторы? Алексей не смог ответить на этот вопрос:
– Я бы с радостью сделал что-нибудь для российской компании, но такие заказы мне не попадаются. Почему? Тут, наверное, много причин – так вот, с ходу, я их назвать не готов.
Георгий БОРОДЯНСКИЙ.