Озаботиться бы властям проблемами малого бизнеса, который обеспечивает и комфортное проживание на территории мегаполиса (шаговую доступность той или иной услуги в том числе), и обеспечивает рабочими местами омичей, – вместо этого команда омского мэра самозабвенно продолжает с этим бизнесом бороться.
На днях вышло распоряжение администрации Центрального административного округа г. Омска о так называемых незаконно установленных нестационарных торговых объектах, к которым общим чохом отнесли и киоски по ремонту обуви (пять объектов) и ремонту часов. 64 таких объекта должны убрать с улиц округа до 9 июля. Заметим, что ни сапожников, ни часовщиков даже Советская власть не трогала в годы настороженного отношения к частной собственности.
Теперь у сапожных дел мастера Эдуарда Сафарова, уже более двадцати лет работающего в своей сапожной мастерской по адресу: пр. К. Маркса, 22, а именно в таком нестационарном объекте (киоске), всего один вопрос: что ему делать дальше? Его знают все в округе. Он мастер с репутацией аккуратного, обязательного и не жадного человека. У него цены от курса доллара и цены нефти не зависят, поэтому без дела не сидит – вне зависимости от сезона. Отметим, что рядом, в ТЦ «Каскад», есть нечто напоминающее сапожную мастерскую, но там ценник такой, что проще купить новую обувку. И ценник этот во многом обусловлен арендной платой.
– Вот в администрации говорят: мол, самострой, самозахват. А я также многие годы плачу налоги, каждые пять лет заключаю договор с администрацией – так где же здесь «незаконное размещение»? Да у меня даже паспорт на киоск ремонта обуви есть с обозначением границ. Тогда предложите мне другое место, а не гоните в шею. Наверное, в администрации хотят всех загнать в торговые остановочные павильоны, чтобы мы, частники, платили кому-то (даже не в городскую казну) многократно завышенную арендную плату. А где я столько денег возьму? – негодует Эдуард.
Кстати, в соответствии с Постановлением администрации города Омска от 26.12.2018 № 1321-п первоочередному выносу и (или) демонтажу подлежит самовольно размещенное движимое имущество:
1) находящееся в зоне реконструкции объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и в других случаях при необходимости обеспечения решения вопросов местного значения;
2) неподключенное к электроэнергии и в котором не осуществляется деятельность;
3) брошенное, имеющее признаки бесхозяйного имущества;
4) находящееся на земельных участках после расторжения договора аренды.
Ни одного из трех вышеперечисленных пунктов сапожник Сафаров не нарушал, а четвертый – так ему о пролонгации договора ни да ни нет с нового года ничего не говорили. Между прочим, еще пять лет назад, когда в администрации Центрального округа озаботились клочком муниципальной земли в два квадратных метра, Сафаров собрал всего за день сорок подписей под обращением в администрацию округа не трогать киоск по ремонту обуви. Тогда подействовало. При необходимости он может и двести собрать – дня за три…
В Омске проблема НТО-самостроев поднималась не раз. Однако не все киоски – самострои, и они занимают серьезную нишу среди торговых объектов в шаговой доступности. Продолжительное время, грозя пальцем одной руки самостройщикам, другой рукой город собирал с них арендную плату, по сути, легализовав нахождение самостроя на муниципальной земле.
С появлением в регионе нового губернатора и его команды вопрос по возведенным без правовых оснований НТО начал решаться. Не скажу сейчас – хорошо ли, плохо ли, однако под раздачу уже попали не только самостройщики. Мэрия с ее сегодняшним руководством рьяно взялась за наведение порядка, но делает это как-то странно – те, кто имел договоры аренды торгового места с мэрией под своими ларьками и павильонами, были поставлены в известность, что их правовые основания не навсегда. А стало быть, закончится срок и – на выход. Ибо никто им не обещал, что место сохранится за ними навечно. Именно в пандемийный год, в момент, когда государство субсидировало беспроцентные кредиты для пострадавшего бизнеса для сохранения занятости, омские мелкие предприниматели по решению города теряли свои бизнесы, а их сотрудники – рабочие места, потому что омская мэрия так решила.
Да не просто так. Крупным проектом (муниципально-частного партнерства?) стало строительство теплых остановок общественного транспорта, которые не только должны были укрыть омичей от холода, но и предложить однотипные торговые площади на остановках с самым высоким пассажиропотоком. Державшие ларьки предприниматели не побежали бегом арендовать площади в ТОКах из-за слишком высокой для них арендной платы. Мэрии же были нужны не только места, но и сами согнанные с мест предприниматели. Именно они должны были поддержать более крупный проект, став современным прообразом обезземеленных крестьян. Поэтому ТОКи стали ставить перед павильонами с действующими договорами, как это было на остановке «Площадь Ленина» и других.
И тогда представители малого бизнеса обратились к депутатам-коммунистам.
Еще в прошлом году депутат Владимир Виниченко разработал законопроект, который учитывал бы интересы малого бизнеса и представил его на рассмотрение Законодательного собрания.
Но, как известно, на словах партия власти выступает в поддержку малого бизнеса, а по факту бульдозерами с мест освоенных выгоняют, создавая социальную напряженность. Единороссы заявили, что причин для паники нет и якобы все уже отрегулировано, а потому поддерживать законопроект не стали. Таким образом, сотни предпринимателей остаются без работы, какие это за собой повлечет последствия, никто не берется предсказать.
Почему в других регионах в период пандемийных ограничений НТО не трогали, арендную плату отменяли для предпринимателей, не имеющих возможности работать в период самоизоляции (горячее питание, табак и другие непродовольственные товары), а в Омске в это время принялись гнобить и сейчас продолжают добивать тех, кто выжил? Скорее потому, чтобы люди не вышли на митинги протестовать. У нас же до сих пор действует, как в царской России, жандармский приказ – больше трех не собираться…
Почему арендные платежи для рекламщиков снижают – понятно, перед выборами. Но вряд ли плакаты и баннеры помогут мэру поднять собственную популярность, это ерунда. Вместо поддержки населения и бизнеса со стороны мэра города идет откровенное непонимание последствий собственных действий. Когда бизнесу и так тяжело, их штрафуют за «неправильные» вывески, сносят киоски и т.п. В общем, полный неадекват. Вот только в этом процессе, помимо задавливания омского малого бизнеса, проигравшим оказывается еще и городской бюджет.
Что, впрочем, сегодня администрацию города не сильно-то волнует. Нынче задача в здании на ул. Гагарина одна – отправить в Госдуму мэра Оксану Фадину. Но что-то подсказывает, если руководитель муниципалитета ради интересов одной частной структуры может вот так запросто растоптать сотни мелких предпринимателей, то незавидная участь ждет избирателей и регион в целом в случае триумфа госпожи мэрши.
Евгений ПАВЛОВ.