«Ода Красному знамени» – это телезрители могли услышать по каналу «Культура» в нынешнем мае, 3го числа.
Не знаю, у кого как, но мое сердце сильно вздрогнуло. Уже от прочитанного на экране названия! Надо же, в преддверии Дня Великой Победы прозвучит сейчас песня, славящая то самое знамя, которое 76 лет назад под вражеским огнем было вознесено советскими бойцами на крышу гитлеровского рейхстага, символизируя конечный разгром европейского фашизма...
Давно уже ничего подобного с телеэкрана мы не слышали. И понятно почему: Красное Знамя, ставшее после Великого Октября Государственным флагом Советской России, а затем и Советского Союза, на исходе рокового 1991‑го новоявленные властители страны спустили над Кремлем.
Тем самым сразу оно превратилось в изгоя. Какие там песни в его честь, если даже официальное утверждение копии Знамени Победы как общепринятого символа потребовало многомесячных и многотрудных усилий коммунистов, объединивших для борьбы за это всю истинно патриотическую общественность. Красный цвет буржуазная власть ненавидит, она боится его как огня.
И вдруг – не просто песня, а ода! Что же произошло?
Незнающим и, может быть, преждевременно возликовавшим придется разъяснить. Дело вот в чем: «Ода Красному знамени» прозвучала действительно на одном из российских телеканалов, но создана она и исполнена не в России, а в Китае.
Уточняю: транслировался концерт, посвященный 20-летию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Зрители, слушатели находились одновременно в двух залах – Большого театра в Москве и Пекинской оперы. Два этих ведущих для своих стран творческих коллектива и стали основными исполнителями предложенных программ.
Так вот, именно хор Пекинской оперы открыл торжественный концерт, и открыл он его, как я думаю, произведением отнюдь не случайным. Вы согласны? Еще бы! Ведь столь много значит для Китая и в его прошлом, и в современности победоносное Красное знамя, под которым народ, ведомый Коммунистической партией, добился поистине колоссальных успехов, изумляющих ныне весь мир.
Можно эти успехи здесь и не перечислять. Они на виду и на слуху. По большинству показателей страна приближается к мировому первенству, обгоняя кичливые и надменные Штаты.
И разве кто-нибудь усомнится, что в основе таких стремительных темпов – верность курсу социализма, которую обеспечивает правящая партия коммунистов?
Да, в отличие от России, власть в Китае не изменила Красному знамени. А кто оказался прав – убедительно демонстрирует время.
Демонстрирует по-своему также искусство, о чем побудил задуматься показанный совместный концерт. Вслед за «Одой Красному знамени» китайские друзья исполнили вдохновенный хор из оперы «Великий поход», а затем еще один фрагмент из той же знаковой оперы. Великий поход – это история народной борьбы, но, воспевая его, искусство КНР утверждает: поход наших предшественников в будущее мы продолжаем!
А могут сегодня нечто похожее пропеть с наших телеэкранов о Великом Октябре? Вопрос риторический. В концерте, про который я говорю, российскую его часть открыл хор из оперы Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева». Как вы понимаете, о французской национальной героине Жанне д’Арк.
Конечно, творчество Чайковского – великая русская классика. Однако в данном случае внимание задержало название выбранного хора: «Слава королю!». Согласитесь, в отрыве от оперного контекста оно приобретает самодовлеющую значимость. И опять-таки, учитывая особо высокий государственный уровень концерта, выбор этот тоже едва ли случаен.
В итоге показательно получилось: с одной стороны – слава Красному знамени, а с другой – королю (или царю, императору, возможны варианты).
Виктор КОЖЕМЯКО.
«Правда», №52.