Красный путь
Красный путь

Что ты знаешь о войне, школьник?

Доктор социологических наук Константин АНТОНОВ в апреле провел в сибирских школах цикл открытых уроков для старшеклассников «Мы помним», сделав неутешительный вывод: дети ищут правду о Великой Отечественной войне, но ответов не находят.

– Я не историк, но давным-давно попалась мне папка в архиве: в ней были письма с фронта, не дошедшие до адресатов, – говорит Константин Антонов. – Письма с фронта – уникальная форма коммуникации, где переплетаются сфера интимного, чувственного, социального. Увлекся, и чем больше собирал материал, тем больше приходилось разбираться в причинах, действиях времен Великой Отечественной войны. Обращался к изысканиям историков, перелопативших архивы. Современные историки дошли до архивов полкового звена, а там – кричащие человеческие истории, судьбы людей, информация об изменениях в социальной жизни, повседневном мире советских людей… Вот такой получился стык социологии и истории. Поэтому посчитал возможным рассказать молодым о событиях войны через призму конкретных людей.

Лекция «Разгром немецких войск под Москвой», с которой Антонов пошел в школы, заканчивалась показом одноименного фильма. Собственно, первый советский оскароносный фильм, снятый в 1941–1942 годах советскими документалистами по указанию Сталина, и был главной темой для разговора со старшеклассниками. Утром операторы выезжали на передовую, а вечером должны были возвращаться на киностудию в прифронтовом городе. Иногда студийная машина привозила вечером тело погибшего оператора...

– Через пять минут после начала лекции старшеклассники умолкали, внимательно слушали – для них все это было откровением, – рассказывает Константин Александрович. – Ведь долгожданному и успешному наступлению советских войск под Москвой предшествовали месяцы тяжелейших поражений, и нужно было объяснить, почему немец дошел до ворот столицы. Десять лекций позволяют систематизировать полученный опыт. А заодно приходится, во-первых, признать фанфарность нынешнего патриотического воспитания, которое сводится к проведению флэш-мобов, песням и пляскам, диктантам и заучиваниям безжизненных слов. Отрывочные знания о минувшей войне никоим образом не задевают чувства. Во-вторых, школьная программа отводит изучению истории войны всего 3–5 часов. Конечно, за 5 часов можно попытаться вдолбить в головы детей сведения об основных событиях, но эти события не выстраиваются в систему, не дают представления об исторических и социальных процессах, о масштабах трагедии и подвига, о глобальных изменениях в истории человеческой цивилизации, произошедших в результате их. Учебная программа полностью игнорирует тот факт, что Великая Отечественная война для нас – то самое историческое событие, которое формирует национальную идентичность! Ведь совершенно очевидно, что геополитические противоречия, приведшие к тем печальным событиям, не устранены и сейчас.

По мнению Антонова, пресловутая ЕГЭизация отучила детей формулировать мысли. Он ведет лекции в интерактивном режиме. Спрашивает: почему так случилось, что вплоть до 5 декабря 1941 года СССР оказался под угрозой потерять столицу?

– Школьники отвечают: «СССР не знал, что немцы нападут», – удивляется он. – Ну как не знал? Как можно не заметить стратегическое развертывание возле западных границ почти пятимиллионной армии вермахта? Или еще: «Сталин убил всех генералов». Но не те ли генералы несут большую долю вины за то, что Красная Армия оказалась неподготовленной к этой войне? «У немцев танки и пушки были лучше». Нет, немцев привели в шок Т-34 и КВ, с которыми могли действенно бороться только две артиллерийские системы, которых у немцев не хватало. А пушки их танков, две трети которых составляли устаревшие модели, с новыми советскими танками бороться вообще практически не могли. «Немцы начали войну, потому что Гитлер захотел захватить Советский Союз». Зачем, спрашиваю? Ну, как, отвечают, чтобы земли захватить, нефть, заводы, большевиков свергнуть. И ни слова о фашистском геноциде, гитлеровских расовой доктрине и концепции «жизненного пространства»… Почему Советскому Союзу, армия которого на 80 процентов состояла из малограмотных крестьян, удалось сломать хребет самому на тот момент цивилизованному войску? Нет, ничего не знают.

Дети получат аттестаты. Рано или поздно большинство из них к этой теме обратится, потому что это не просто тема, которую надо пройти, это – идеология, считает Антонов. Но первое, что им попадется – книги Резуна-Суворова, Солонима, Соколова… А там: «Гитлер упредил Сталина, СССР завалил Германию трупами, про геноцид все придумали комиссары…»

– У нас есть закон об искажении исторической памяти. Закон есть, но самой памяти нет, – считает доктор социологических наук. – Во всяком случае, у этого поколения. А ведь есть какие-то управления, организации, осваивающие громадные средства на патриотическое воспитание, фестивали военных песен и плясок, забеги, пробеги, диктанты…Только все это не формирует национальную идентичность.

Тем не менее, Антонов убедился, что все это проделал не зря. Скучный на уроке истории разбор вяземской катастрофы с подробным перечислением номеров соединений, движением войск, рокировками войск старшеклассникам на лекции не показался таковым – слушали, внимательно следя за движением указки по карте. Только после этого они поняли про подольских курсантов, которые практически единственные, кто оказался на Можайском направлении в те дни. Их ровесники. Они погибли почти все.

– И старшеклассники наконец поняли, почему немцы не взяли Москву в октябре – окруженные под Вязьмой не сидели сложа руки, – говорит Антонов. – Не побежали массово сдаваться. Сопротивлялись. Боролись. Время было выиграно. Я решил, что нужно еще приготовить рассказ о причинах войны, о причинах поражений 1941-го, о тотальном превосходстве СССР перед Германией в части организации работы по мобилизации ресурсов, управлении экономикой и социальными процессами. Есть очень много интересного, о чем можно рассказать старшеклассникам, потому что они, увы, этого не знают. Только смущает компанейщина. В одной из школ собрался полный зал, подвожу к фильму: сейчас мы посмотрим уникальные кадры, а я их прокомментирую. Но подходит директор, извиняется: «У нас сейчас другое мероприятие запланировано, вы уж извините». Ну что ж, можно и встретиться, и не раз – я готов тратить свое личное время. Но только не на «мероприятие». Делать это, просвещать школьников, нужно, конечно, круглый год.

Доктор наук считает, что нужно менять школьную программу, вот только нельзя все перекладывать на школу. Формирование мировоззрения – цель не только системы образования.

– Я пошел в школы, и это вызвало у детей огромный интерес: с ними никто раньше так не общался, им никто не давал всесторонний, обширный материал, – считает Антонов. – Но я один пошел в школы, в данном случае выступал как эксперт и как пропагандист (в лучшем смысле этого слова). Но у нас есть Российское военно-историческое общество, есть общество «Знание» России – чем они занимаются? Почему не осваивают современные коммуникативные форматы и практики, чтобы говорить со школьниками на одном языке? Учитель, который должен рассказывать про Карфаген, Столетнюю войну и Сталинградскую битву в равной степени, просто не может охватить все детали. А мы должны выделить из всего исторического материала Великую Отечественную войну как системообразующий фактор по отношению к нашему государству и народу. И это не под силу одному только учителю.

Педагоги попросили провести с ними методический семинар по основным темам Великой Отечественной войны: они сами не знают ответов на все вопросы, которые им задают дети. «Почему был приказ «Ни шагу назад», зачем создан СМЕРШ, советские генералы, и правда, предатели, что допустили такие поражения?» – спрашивают они. Это сложные, но вполне объяснимые темы, по мнению Константина Антонова:

– Но объяснения выходят далеко за рамки исторической науки. И ни школа, ни действующие институты ответы на эти вопросы не дают. Учителя и сами дети пытаются их искать, но добраться до трудов настоящих историков гораздо тяжелее, чем до опусов с фальсификацией – интернет их первыми выдает по запросам. Профессиональные историки пишут обстоятельно, сложно для детей. А у модных «писателей-фальсификаторов» все простенько и доступно. Вот и нужно простенько, доступно, но профессионально доносить до детей реальную историю. Именно память, отрефлексированное знание о тех событиях дают ключ к пониманию места России в мире, объясняют причины геополитических кризисов, с которыми вновь сталкивается наша страна.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех