Этот диалог Александра Буркова с журналистами, большой, кстати, по времени, транслировался в прямом эфире, давался на разных каналах в записи, обильно комментировался, так что нет необходимости, спустя неделю, много цитировать. Поделимся лишь общим впечатлением, пытаясь ответить на вопрос: когда станет лучше, когда окрепнет (если окрепнет) экономика области?
Главное: когда это почувствует тот самый «простой человек», ради которого денно и нощно трудится вся властная вертикаль, от президента до главы поселка?
Губернатор с нескрываемым удовлетворением рассказал о том, что экономика области устояла перед пандемией, о резко возросшем объеме инвестиций (более чем в два раза), что вынесло Омскую область в топ3 по стране, о десятках мобильных ФАПов, о множестве встреч и договоренностей с федеральными чиновниками и бизнесом. Он уверен, что заявленная президентом возможность замещения коммерческих кредитов на бюджетные снизит задолженность области, позволит привлечь средства на крупные инфраструктурные проекты.
Прежде всего, названы Северный обход Омска и аэропорт Федоровка. Автомобильная дорога длиной 62 км свяжет федеральные трассы на Тюмень и Новосибирск, потребует строительства мостов через Иртыш и Омь. Правда, сумма нужна огромная, свыше 62 млрд рублей… стоп! Уже появился росточек сомнения в скорой реальности планов. Однако сумму удастся, по расчетам, уменьшить за счет использования по современным методикам золошлаковых отходов, коих у нас полным-полно.
Что же касается аэропорта, то на его возведение уже готовы две серьезные компании. Но и тут оговорка: дело за малым – надо изыскать средства.
Говоря об этих объектах, Александр Леонидович напомнил, что их возведение предусматривалось еще документами ЦК КПСС и Совета министров СССР. Такая информация сродни ледяному душу на головы тех, кто некогда с восторгом орал «Партия, дай порулить!» и с не меньшим упоением рубил нашу страну, или же молчаливо наблюдал за этой вакханалией. Сколько времени потеряно!.. Где, на каком бы уровне находилась ныне экономика!..
Но вернемся к пресс-конференции. Справедливо, резонно, закономерно, заявляет наш губернатор, продолжить газификацию, улучшить судоходство по Иртышу, что позволит, в частности, нарастить стабильный экспорт зерна через океан, увеличить объемы благоустройства… И мы за! Против – никого.
Разве что настрой губернатора на то, чтоб добиться окончания строительства Красногорского гидроузла, у кого-то вызовет неприятие: дескать, хватит тратить многие миллионы на обеспечение сохранности уже построенного. Но губернатор считает, что грешно бросать стройку, а с нею и расстаться безвозвратно с еще большими миллионами.
Да флаг вам в руки, добивайтесь, стройте! Только вот флаг ныне не красный. А это означает, что время крупных строек, реализации в регионах крупных проектов под большим вопросом сегодня. Уже и Газпром, по информации, кое-что приостановил. Денег нет. Нельзя развить экономику в отдельно взятой области. Всякое мы видели – и вагоны у нас будто бы производились, и пикапы… Уж сколько лет назад принят по инициативе фракции КПРФ в Госдуме закон о стратегическом планировании – ну и что, шевельнулось правительство? На днях и в нашей области введены изменения в концепцию планирования, но пойдет ли дело? Не растеряны ли вконец навыки долгосрочного планирования? У нас и органов-то таких нет – плановых.
Опять сомнения – и тоже справедливые, резонные, закономерные. Да и потери ушедшего года столь ощутимы, что требует более сдержанной оценки положения.
Ну и где, скажите, тот счастливый «простой человек», которому год от года становится лучше?
Отсюда и ответ на вопрос: что будет завтра? Не знаем.
Алексей ПЛЕЧИЙ.