До 2025 года в Омской области планируется построить более 120 новых фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. Помимо этого, в регионе должны отремонтировать 50 амбулаторий, ФАПов, больниц и поликлиник. Под это должны быть выделены участки земли, на каждый проект создана отдельная документация.
Надежда умирает последней
В деревне Эбаргуль Ярковского сельского поселения Усть-Ишимского района два года назад возвели новый модульный ФАП-красавец. Глава поселения Хакимчан Ибрагимов им очень гордится. ФАП и сейчас как новенький, полностью укомплектован медицинским оборудованием. Вот разве что дверь перекосило самую малость. Так это не беда. Ее все равно некому открывать. Все два года. Нет в Эбаргуле медицинского работника! Если что случится – местные жители вызывают «скорую помощь» из района. Прививки детям тоже ставит выездная бригада медиков. А таблетки эбаргульцы покупают с оказией, опять же в районе.
В общем – простаивает ФАП, в который вложены областные деньги. Однако Хакимчан Васильевич уверен, что даже в таком качестве ФАП в Эбаргуле необходим – а вдруг в Центральной районной больнице найдут им медработника в деревню. А тут – все готово.
Ох, мне бы, заезжему журналисту, такую уверенность. На территории этого сельского поселения есть еще один ФАП – в деревне Ильчебага. Эта деревня более старая и крупная, раскинулась привольно. И ФАП в ней был очень давно, но, наверное, уже лет 10 как не работает. Нет не только фельдшера – медсестры нет, а помещение есть. Вот к нему уж точно заросла народная тропа. Но, надо отдать должное, пустующее здание не разграблено. Насколько можно было увидеть в грязное окно – все атрибуты смотрового кабинета на месте. Здесь тоже люди надеются, что когда-нибудь у них в деревне появится медицинский работник.
Научились ильчебагане сами себе уколы в мягкие места ставить. Но вот с внутривенными уколами – проблема. А в остальном так же, как и в Эбаргуле – прививки приезжие медработники в сельском клубе ставят, таблетки и медпрепараты жители покупают с оказией, и вся надежда на «скорую помощь» из района и фельдшера из села Ярково. Там ФАП худо-бедно работает.
Ну а в других местах что? Не лучше дело с медицинскими работниками и в селе Большая Тава одноименного сельского поселения. И здесь есть ФАП, который местная власть пытается поддерживать на должном уровне, но нет медработника уже несколько лет! Вот сам глава сельского поселения Мухаметнияз Бариев нашел молодого фельдшера и готов был предоставить ей жилье, а зарплату в 20 тысяч рублей главврач Центральной районной больницы обещала, да не случилось – замуж она вышла, уехала. А других нет.
Эх, вернуть бы советскую систему
Главный врач Усть-Ишимской ЦРБ Ольга Гутенева, не таясь, говорит о проблеме ФАПов в районе. А она более чем серьезная – из 19 ФАПов – 10 не работают только из-за отсутствия специалистов!
Как здесь выходят из ситуации? Сейчас – с помощью «скорой медицинской помощи». Она выезжает по всем этим направлениям. Насколько эффективно – это другой вопрос (как сказали жители Ильчебаги – к старикам, не всегда успевает). Кроме того практикуется выездная работа: педиатры по отдельному графику ездят на осмотр детей, в Эбаргуль выезжает фельдшер, который работает в районной больнице (правда, ни в Эбаргуле, ни в Ильчебаге, ни Большой Таве, где довелось побывать, о регулярности выездной работы медиков из района – ни слова). В общем, говорить о полноценной медпомощи смысла нет.
Нехватку медперсонала Ольга Евгеньевна объясняет отсутствием распределения, которое существовало при Советской власти. Молодые специалисты в Усть-Ишим не едут. Наверное, условия в северном районе не такие, как в южных районах области.
– Те, кто к нам приезжают, получают 750 тысяч рублей подъемных, – рассказывает главный врач ЦРБ. – В конце двадцатого года у нас приехало два фельдшера на те ФАПы, где не было специалистов. Построено два модульных ФАПа по областной программе. Планируется ремонт других ФАПов и амбулаторий.
На вопрос же о целевом направлении она ответила обреченно – в медколледж ребята и без него поступают, а те, кто в медуниверситете учатся (их с района 10 человек) и раньше учились, – не исполняют и не собираются исполнять взятых на себя обязательств, и в родной район не возвращаются. И нет возможности их вынудить возвратиться на малую родину. Нет такого закона. А компенсационные выплаты не предусмотрены – образование-то у нас бесплатное. А значит, нет возможности рассчитать его стоимость – не стипендию же возвращать.
А еще, похоже, забывают чиновники – хоть от здравоохранения, хоть от образования – что кроме системы распределения были в Советском Союзе и «вербовщики», которые, как говорится, занимались новомодным нынче рекрутингом. Приезжали в те же медицинские училища (колледжи) и приглашали на работу выпускников. Ведь не все из них готовы «сидеть» на шее у родителей, и не все из них тусовщики. Тем более что и жильем здесь могут обеспечить. В тех же деревнях, где удалось побывать, есть пустующие дома (в том же Эбаргуле таких порядка двух десятков), которые всю зиму протапливают соседи. Их с удовольствием сдадут молодым специалистам даже за бесплатно – только живите в нем. Дом без жильцов быстро разрушается. Да и зарплата здесь побольше, чем в Омске будет.
Но, во-первых, Усть-Ишимский район граничит с Тюменской областью, с Ханты-Мансийским автономным округом, где зарплаты медработников значительно выше. А во-вторых, какие блага цивилизации может предоставить район?
На краю географии
Для того чтобы добраться из Омска до этого северного района, надо проехать более 550 километров, через шесть районов области: Любинский, Саргатский, Большереченский, Тарский, Знаменский и Тевризский. Причем после Знаменки дорога скорее напоминает прифронтовую.
А так – красивейшие места. Однако жизнь будто замерла. Был я в Усть-Ишиме в 1991 году, был в 2003 и вот нынче побывал – ничего не изменилось. Хотя стоп. Пропали в самом райцентре (фишка Усть-Ишимского района, нигде таких не было в Омской области) деревянные тротуары – главную дорогу построили. Вознеслась она над ними и сейчас с нее вся грязь и снег на тротуары сползает. Возможно, летом они и появятся, если еще не сгнили. А дома – какие были, такие и остались – новостроек очень мало, любимая обувь устьишимцев – галоши на меху да резиновые сапоги. У присутственных мест нет-нет да увидишь корытца с водой и палками с намотанными тряпками – это чтобы обувь мыть, когда в помещение заходишь.
В общем, время будто остановилось.
И даже бравый отчет в районной газете заместителя главы Усть-Ишимского района Владимира Лютенко, отвечающего за развитие сельского хозяйства и предпринимательства, воспринимается как нечто из далекого прошлого – помогли одному хозяйству, помогли другому фермеру – ура!
А вместе с тем Усть-Ишим, наверно, единственный райцентр в Омской области, где нет постоянно действующего рынка, где бы местные жители могли реализовать собранные ими дикоросы или выращенную на личных подсобных хозяйствах продукцию. Может быть, поэтому сегодня в районе отмечается снижение не только пахотных земель, но и обрабатываемых в ЛПХ. Картофель садить – смысла нет.
Как отметил глава Большой Тавы Мухаметнияз Бариев, если раньше огороды у сельчан засаживались картофелем по тридцать соток, то сегодня от силы по пять – только для собственного потребления. А все потому, что по осени дорогу перекрывают перекупщики и скупают у крестьян картофель за бесценок, да что там картофель, за говядину предлагают всего по 150 рублей за килограмм. И их почему-то никак не обойти. А нет бы районным властям, как было раньше, создать снова потребкооперацию и взять в свои руки прием у крестьян излишков сельскохозяйственной продукции. Вот чем должна заниматься районная власть. Тогда будут и дороги, и пропадет у местных жителей ощущение забытости. И молодые специалисты на Усть-Ишим будут смотреть по-другому, а не как на «край географии»…
Выход надо искать
Пришел час разработки действенного направления на учебу из районов области, юридически грамотной системы договоров с «целевиками». Глупости, что нет возможности высчитать стоимость «бесплатного» образования. Коммерческое обучение еще никто не отменял.
А пока, по данным регионального минздрава за первый квартал 2021 года, в государственных медицинских учреждениях Омской области не хватает 849 медработников. Только в систему оказания первичной медико-санитарной помощи требуется 233 cпециалиста.
Самый большой дефицит – врачей-терапевтов (109 вакансий), фельдшеров в ФАПы (66), педиатров (59) и участковых медсестер (42). Есть серьезная потребность и во врача-анестезиологах (25).
Евгений ЛУЩИКОВ,
наш спецкор.