165летие великого русского художника М.А. Врубеля отмечает вся Россия и, конечно, Омск. Кто хотя бы раз интересовался творчеством нашего земляка, наверняка запомнил его «Царевну-Лебедь», «Сирень», «Демона», иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова.
РОДИЛСЯ Михаил Александрович Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье офицера, участника Крымской кампании, ставшего впоследствии военным юристом. Детство прошло не только в Омске, но и в Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Он успешно учился, увлекался естествоведением, историей. Когда ему было 8 лет, отец начал оплачивать его уроки рисования у известного в Саратове художника. Но в будущем Александр Михайлович видел сына серьезным юристом, и после гимназии Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К юридическим наукам юноша оказался равнодушен. Он увлекался философией, идеями Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве и много рисовал. В вечернем классе Академии художеств учился у Павла Чистякова, ученики которого Поленов, Серов, Репин, Суриков, Васнецов стали известными художниками.
Заключительную конкурсную работу в университете Врубель не защитил и, отбыв краткую воинскую повинность, осенью 1880 года определился вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Сразу начал выделяться среди студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты. Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. От учителя – Павла Чистякова – Михаил унаследовал любовь к натуре, рисунку, классике. Его композиция «Обручение Марии с Иосифом» удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.
Но, не окончив Академию, в 1884 году он принимает лестное, сулившее хороший заработок приглашение и едет в Киев в качестве художника-монументалиста для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для иконостаса храма Врубель написал иконы «Богоматерь c Младенцем», «Христос», «Кирилл» и «Афанасий», создал и настенные росписи.
Он открыл в себе тягу к символическим категориям, это был принцип нового стиля. Ярко проявляется интерес к мистическому свету, преображающему реальность. Тогда же его увлекает орнаментализм: ритмическое повторение параллельных штрихов, заштрихованных плоскостей, запятых.
Эти творческие искания не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Вместе с известным архитектором московского модерна Федором Шехтелем Врубель с увлечением занимается обновлением особняков купца. Вскоре увлекается оформлением спектаклей Русской частной оперы Морозова и вместе с труппой едет в Санкт-Петербург. Увидев в спектакле певицу Надежду Забелу, влюбился сразу – она хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Ему – 40, ей – 28, но ее это не остановило, как и молва о том, что он пьет и беспорядочно относится к деньгам. Они обвенчались в Женеве в 1896 году.
С 1889-го по 1902-й годы творчество художника достигает расцвета, проявляется универсализм художника. Рождается тема Демона, почти всю жизнь сопровождавшая Врубеля. Первый «Демон» был закончен в 1890 году. Вновь и вновь обращаясь этому образу, он каждый раз наделял его новыми чертами: «Демон и ангел с душой Тамары», «Демон летящий», «Демон смотрящий», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона» – всего 13 картин.
«Демон поверженный» – последнее законченное полотно Врубеля – завершило его «демониану» в 1902 году. Герой художника погибал. Это была борьба с судьбой, угнетающей личность и убивающей ее. Герой сопротивлялся до конца. В этой картине уже вполне определенно проявился стиль модерн, который искусствоведы характеризуют как орнаментальность. А рядом с условным миром – совершенно реальные детали горного пейзажа, которые писались художником по фотографии. Из слияния одушевленного и неодушевленного, переплетения форм того и другого у Врубеля рождались персонажи, типичные для европейского символизма и модерна – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения, воплощенные в полотнах «Царевна-Лебедь», «Жемчужина», «Богатырь», «Пан».
В том же году у художника появились признаки душевного расстройства, психиатр и невропатолог В.М. Бехтерев, поставив диагноз, сделал прогноз – болезнь неизлечима. Его лечили в разных клиниках, но состояние не улучшалось.
Художники и критики, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства», решили поддержать Врубеля и организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. К этому времени в моду вошли импрессионисты и символисты, в результате приемлемыми стали символика и образный строй живописи Врубеля, его эмоциональность и культ красоты. К великому художнику наконец-то пришло признание, многие его критики публично взяли свои негативные отзывы обратно.
С 1903 года Врубель занимался только графикой: в больницах невозможно было писать красками. Графические автопортреты – одна из вершин его творчества. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: «Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
Работая в различных техниках, он оставил след во всех областях изобразительного искусства, в различных жанрах: портрет, фантастика, пейзаж. Он создавал монументально-декоративные панно, произведения театральной живописи и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики), декоративную скульптуру.
28 ноября 1905 года Михаила Александровича избрали академиком живописи «за известность на художественном поприще». Но вскоре он полностью ослеп. Валентин Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы. Прошение было удовлетворено. Измученный болезнью, в суровом феврале 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление легких, перешедшее в скоротечную чахотку. Его не стало 14 апреля 1910 года.
Работы Врубеля находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в Омске, а также в Национальном музее «Киевская картинная галерея» и Одесском художественном музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске.
Первый и единственный пока памятник великому русскому художнику установлен в Омске на площади у Врубелевского корпуса Омского музея изобразительных искусств 20 июня 2006 года. Автор – скульптор Михаил Ногин – создал запоминающийся образ: художник поднимается по ступеням, устремленным к небу, будто навстречу вечности.
Подготовила
Татьяна ЖУРАВОК.