Вместо вступления. Собирая материалы о земляках, участниках Великой Отечественной войны, я изучил документы сайта Министерства обороны РФ о пятерых муромчанах, которые были представлены к званию «Герой Советского Союза». Но по каким-то причинам не получили это звание. Это Александр Алексеевич Говорухин, Василий Алексеевич Жмаев, Александр Иванович Жучков, Михаил Ефимович Лазарев и Василий Александрович Шапочкин.
К великой своей радости, обнаружил новую информацию. Она утверждала, что гвардии полковник Жмаев Василий Алексеевич – Герой Советского Союза (орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)». И в материале о 6-й гвардейской стрелковой дивизии, где 4-м гвардейским полком командовал наш земляк, в разделе «Командиры» тоже нашлась примечательная строка: «Жмаев Василий Алексеевич (1910 г.р.) гвардии полковник, Герой Советского Союза. Звание присвоено 04.04.1945 года».
– А Василий Алексеевич Жмаев – твой родственник или…
– Он приходится мне дядей во втором колене. Он приезжал к родителям в 50-х годах. Сколько мне было в ту пору, точно не скажу. Но я хорошо помню то время. Среди наград на груди дяди была и «Золотая звезда» Героя…
Мы стояли с Валерием Константиновичем Жмаевым на центральной улице Муромцево. Его у нас знают многие. А вот человек, о котором мы говорили, навряд ли кому был тогда знаком, вряд ли кто о нем слышал.
– Раньше на месте этого двухэтажного здания, – продолжил мой собеседник, – стоял обычный деревенский дом. В нем и жили родители Василия Алексеевича.
В книге «Солдаты Победы» нет воина по фамилии Жмаев. Между тем в уточненных списках участников Великой Отечественной войны, ушедших на фронт из нашего района, значатся четверо Жмаевых. Среди них есть и Константин Михайлович Жмаев – отец Валерия, моего собеседника. А вот Василия Алексеевича нет – он призывался на фронт другим райвоенкоматом.
И вот что удалось узнать. Наш земляк родился в Муромцево в 1910 году. Впервые, как я выяснил, В.А. Жмаев отличился задолго до Великой Отечественной войны, на Дальнем Востоке – во время событий в районе озера Хасан. Врагу преподали тогда хороший урок.
По итогам боев были отмечены правительственными наградами 6532 бойца и офицера Красной Армии. Медалью «За отвагу» наградили 1336 человек, в том числе и Василия Алексеевича Жмаева. Мне не удалось установить, в качестве кого он воевал. Но обратим внимание на такую деталь. Приказом Наркома Обороны СССР от 4 ноября 1938 года 646 наиболее отличившихся участников боев у озера Хасан были повышены в воинском звании. Наш земляк вполне мог войти в это число.
Нападение германцев В.А. Жмаев встретил, как вы уже поняли, обстрелянным воином. На второй день войны он на Центральном фронте. В августе 1941 года был ранен, а в сентябре – контужен. В этот первый и самый трагичный год войны он, лейтенант, служил в 53-й стрелковой дивизии – был, как отмечено в документе военной поры, начальником штаба 27-го отдельного разведбатальона. Тогда эта дивизия в числе других воинских соединений участвовала в обороне Москвы. Василий Жмаев сам лично неоднократно ходил во вражеский тыл, продуманно организовывал ночные налеты на немецкие коммуникации, брал «языков», так необходимых для уточнения сил неприятеля. Старший политрук Гуськов, представляя офицера-разведчика к ордену Красной Звезды, напишет такую боевую характеристику: «…работая начальником штаба отдельного разведывательного батальона, проявил себя смелым и решительным командиром… В разведке и ночных налетах был всегда впереди и личным примером увлекал за собой бойцов…». Позднее этим орденом он был отмечен еще дважды.
В 1944 году В.А. Жмаев уже гвардии подполковник, командует 4-м гвардейским стрелковым полком 6-й гвардейской стрелковой Ровенской Краснознаменной дивизии. Опытный офицер, он и в этом качестве проявил свое умение и незаурядный воинский талант. В конце января при прорыве полосы обороны противника в районе населенных пунктов Антонувка – Ржегиды четко организовал взаимодействие подразделений полка с артиллерией, после чего энергичной атакой немцы были выбиты с занимаемого рубежа. Противнику был нанесен значительный урон в технике и живой силе. За эту операцию Василий Алексеевич был награжден орденом Красного Знамени.
Вот что писал командир 6-й гвардейской дивизии гвардии генерал-майор Д.П. Онуприенко, представляя своего офицера к ордену: «За период наступательных боев с 14 по 17 июля 1944 года 4-й гвардейский стрелковый полк под командованием гвардии полковника В.А. Жмаева шел впереди всех полков дивизии, умело сочетая маневр и обходные движения по блокированию опорных пунктов противника. По собственной инициативе т. Жмаев обеспечил продвижение соседа слева (121-я гвардейская стрелковая дивизия), захватив опорные пункты противника в местечках Стоянув, Холоюв и Радзехов, расположенные на участке этой дивизии. За четыре дня наступательных боев, непрерывно преследуя противника, полк прошел 65 км и занял 16 населенных пунктов. Подразделения полка 17 июля 1944 года первыми начали форсирование реки Западный Буг…».
Тяжелые бои развернулись в Польше на Кельценском направлении. Перед полком В.А. Жмаева – сильно укрепленная, долговременная и глубоко эшелонированная оборона немцев. 12 января 1945 года гвардейцы пошли на прорыв и опрокинули врага. За несколько дней январских боев полк продвинулся вперед на 250 км и освободил 130 населенных пунктов. Василий Алексеевич был верен своему правилу: он не любил командовать подразделениями издалека – сам непосредственно находился в боевых порядках, ежеминутно оценивая обстановку и обеспечивая четкое выполнение боевого приказа.
Эти бои были составной частью Висло-Одерской наступательной операции. Она была прорвана на 500-километровом фронте на большую глубину. Потрясенный этими событиями немецкий генерал Мелентин писал после войны в своих мемуарах: «Русское наступление за Вислой развивалось с невиданной силой и стремительностью. Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Европа не знала ничего подобного со времен гибели Римской империи».
Висло-Одерская наступательная операция советских войск заслуженно вошла в военную историю как самая стремительная.
В докладе 13-й Армии штабу 1-го Украинского фронта от 9 марта 1945 года есть такие строки: «… войска Армии в результате стремительного преследования противника 25 января подошли к берегам реки Одер – важнейшей преграде на пути к жизненно важным центрам Германии. Этот рубеж немцы называли «Восточным валом». Еще в период с 1923 по 1937 год по западному берегу реки Одер были сооружены доты из бетона и стали… В полосе 13-й Армии было обнаружено 158 дотов.
Форсировать такую крупную водную преграду, какой является Одер, с одновременным прорывом полосы долговременной обороны на ней войска Армии могли только благодаря высокому воинскому мастерству и напряжению всех духовных и физических сил.Армия на 14-й день преследования противника вышла на реку Одер и 26 января 1945 года с ходу форсировала ее. Немцы оперативно перебросили на этот опасный для них участок подкрепление. Значительные силы противника жестко контратаковали подразделения 6-й гвардейской дивизии, пытаясь сбросить их в реку. Но наши воины отбили все попытки врага и удержали плацдарм, чтобы с него продолжить дальнейшее наступление. В боях на Одере участвовал и 4-й гвардейский полк, которым командовал полковник В.А. Жмаев.
На сайте Министерства обороны РФ можно встретить такой исторический документ: «Ходатайство Военного Совета 1-го Украинского фронта», адресованное Народному Комиссару Обороны Союза ССР, маршалу Советского Союза тов. Сталину. В нем говорится: «За успешное форсирование р. Одер и проявленные при этом доблесть и мужество Военный Совет фронта ходатайствует о присвоении звания «Герой Советского Союза…». В списке под номером 84 значится и фамилия нашего земляка.
Известно, что В.А. Жмаев в 50-х годах приезжал на свою малую родину и гостил у родственников. Невольно возникает вопрос: почему муромчане ничего не знают о своем заслуженном земляке? Может, тогда Василий Алексеевич поскромничал и не нанес визиты в местные органы власти? Даже районные газетчики словом не обмолвились о нем. Или ему в силу высокого воинского звания (он – генерал и продолжал служить в Советской Армии) нельзя было афишировать свое пребывание в родном Муромцево?
Послесловие. Очерк был мною опубликован в Сети интернета и газете «Муромцевская правда». В то время в райцентре развернулась работа по реконструкции мемориального комплекса, уточнялись списки земляков-фронтовиков. Казалось бы, моя публикация должна была вызвать определенную реакцию – ну, хотя бы звонок автору. Ведь установлен еще один муромчанин-фронтовик. И какой? Герой Советского Союза! Но тишина… Потом кто-то из районных чиновников посетовал мне: вот-де в Ходатайстве Военного Совета фронта Маршалу Сталину против фамилии Жмаева сделана надпись: «Лист возвращен».
Действительно, есть эта пометка в наградном документе 1945 года, но она вызывает определенные сомнения. На сайте Минобороны РФ в Общедоступном банке данных «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» ясно и однозначно отмечено, что за успешное форсирование р. Одер Жмаеву В.А. присвоено звание «Герой Советского Союза».
Что же делать? Обратился в Центральный Архив Минобороны РФ. Получил ответ: частным лицам подобная информация не предоставляется. Безрезультатным стало и мое обращение в местный райвоенкомат. Зато нашел понимание в районной администрации, и 18 декабря 2018 года в Центральный архив от ее имени был отправлен очередной запрос.
«Проверкой установлено, – сообщалось в архивной справке, – что в годы войны Жмаев В.А. представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако это представление по решению Маршала Советского Союза тов. Конева И.С., как командующего фронтом, было отозвано в марте 1945 года. Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
«Учитывая, что в период войны, – приводится предложение Главного управления кадров, – вышестоящим командованием не было принято решения о представлении к присвоению звания Героя Советского Союза, а также и то, что он награжден многими правительственными наградами, ставить этот вопрос в настоящее время нецелесообразно…».
Значит, не Герой… Но ведь что удивительно, названный мною сайт Минобороны продолжает утверждать обратное: Герой! Иду опять в районную администрацию, но с обращением уже непосредственно в Министерство Обороны РФ. Мою инициативу горячо поддержал глава администрации В.В. Девятериков. И вот 23 мая 2019 года за его подписью уходит в Москву новый запрос.
Ответ опять отрицательный: «…награждение Жмаева В.А. на основании представления не состоялось».
Казалось бы, все ясно. Архивная пыль всколыхнута, документы далеких лет просмотрены, и пора ставить на этой теме жирную точку. Но вот написал эти два слова – «жирная точка» – и снова, в который раз, заглянул на сайты Министерства Обороны: может, на них после нашего троекратного обращения что-нибудь изменилось? Ничего подобного! ОБД «Подвиг народа» все также утверждает: «Жмаев Василий Алексеевич (гвардии полковник), Герой Советского Союза…». Ему вторит сайт «Память народа»…
Владимир ПОЛЫНЦЕВ-ПОЛЫНСКИЙ.