Будут лишь мелкие шаги
1.
– Путин и его окружение сейчас будут максимально использовать популистскую риторику, что-то обещать, – заявил агентству «Свободная пресса» координатор Левого фронта Сергей Удальцов. – Понятно, что впереди серьезные и ответственные выборы, но получить управляемую Госдуму без скандалов и протестов – в нынешних условиях коронавируса, кризиса и сильнейшего давления Запада – задача непростая. Люди уже устали от обещаний, ими сыт не будешь. Нужны какие-то серьезные прорывные решения – в первую очередь, в сфере социально-экономической политики, возможно, в сфере внешней политики, но серьезные вещи.
Перед выборами 2016 года еще действовал «крымский консенсус» – сейчас от него мало, что осталось, так что во внешней политике это может быть решение вопроса Донбасса – в плане максимального сближения, вплоть до присоединения.
Это может быть какой-то прорыв в Союзном государстве с Белоруссией, хотя это и сложная задача, но сейчас пошли какие-то «вбросы», что удастся «дожать» Лукашенко.
Но главное – нужно менять курс, нужно начать разговоры о собственности, во всяком случае, о том, что природные богатства должны в большей степени контролироваться государством и общественностью.
Конечно, классовая природа власти вряд ли позволит серьезно чем-то с народом поделиться. Я говорю о том, что хотя бы теоретически могло бы воодушевить людей. Конечно, важно все, что связано с пенсионной реформой – в идеале это ее обнуление, возврат прежнего пенсионного возраста или хотя бы снижение планки. Но и тут вряд ли власть признает ошибки. Максимум, что сейчас обсуждается – это индексация пенсий для работающих. Это неплохо, но едва ли кардинально успокоит людей.
Далее – доходы, пересмотр МРОТ и ПМ в сторону увеличения. Левопатриотическая оппозиция давно говорит, что научно обоснованный минимум – это не меньше чем 25 тысяч рублей, а не 11−12, как сейчас. Шаги в этом направлении тоже могут частично удовлетворить общество. Потом вопросы с прогрессивной шкалой налогообложения, кадровые изменения, включение в правительство кого-то из оппозиции – это был бы сильный ход, но опять-таки едва ли власть на это готова.
«СП»: – То есть ограничатся чем-то менее значимым?
– Какие-то мелкие шаги, конечно, будут, ведь ничего не дать – было бы провалом для власти. Я озвучил то, что успокоило бы людей, сняло бы накал напряженности, но вряд ли это осуществится. Возможны разве что небольшие точечные выплаты – семьям с детьми, медперсоналу, военным, решение вопроса с продлением льготной ипотеки, индексации пенсий. Возможно, все это несколько снизит протестный накал, но вряд ли консолидирует общество.
Ну и, конечно, если бы власть обозначила стремление провести реально честные и конкурентные выборы, заявила бы об отказе от многодневного и электронного голосования или о намерении сделать эти процедуры прозрачными, это был бы сильный ход. Но пока мы и об этом ничего не слышим. Пока они стараются всеми правдами и неправдами набрать конституционное большинство для «Единой России».
2.
– Вообще-то протестующие как минимум с 2011 года требуют одной важной перемены – перемены Путина, который, по сути, правит страной уже больше 20 лет, – это отмечает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. – Хотя, конечно, от улучшения своего материального положения тоже мало кто отказался бы. В нашей стране – стране с самыми богатыми ресурсами – очень бедное по сравнению с Европой население – после Украины и Молдавии. При этом 95% национального богатства сосредоточены в руках сотни семейств. Но ведь и эта несправедливость тоже напрямую связывается с Путиным, хотя основа несправедливого распределения заложена еще его духовным отцом Ельциным.
«СП»: – Все опять сведется к предвыборным обещаниям?
– В принципе, пока Путин у власти, никаких кардинальных изменений не будет. Все, что он хотел, уже давно сделал – время у него было.
Гоните монету!
Как только высокопоставленный чиновник освобождает кресло, у него обостряется и логическое мышление, и здравый смысл, и даже бунтарский дух. Вот недавно бывший мэр Омска Вячеслав Двораковский много чего разумного сказал в интервью одному омскому сайту. И главный постулат – в мэрии кадровый голод и частичная потеря управления. И тем не менее нынешнего мэра кто-то уже назвал «паровозом» для партийного списка «Единой России», который, по его выражению, «без угля».
Впрочем, и в годы правления Двораковского мэрия была не с «углем».
Сегодняшнее обострение транспортной проблемы – из разряда давних причин. Конечно, мы понимаем, что изза пандемии пассажиропоток «просел». На «удаленке» – часть студентов и работников старше 65 лет. Но насколько упал? По версии исполняющего обязанности директора департамента транспорта Вадима Кормильца он упал, вне зависимости от формы организации перевозок, почти на 25 процентов, а вот по данным заместителя Игоря Кожухова и вовсе до 70 процентов. Такая вольность в цифрах настораживает. Тем более что почти две сотни миллионов рублей из бюджета города выделено дополнительно на покрытие расходов муниципального транспорта, списание льготных кредитов.
У любого здравомыслящего человека сразу возникает вопрос – кто, мягко говоря, лукавит? И что за этим – пробный шар накануне изменений в работе?
Действительно, г-н Кожухов (и департамент транспорта) уже приготовил для омичей сюрприз. В эфире «Радио России» он недвусмысленно намекнул, что в скором времени без звонкой монеты в кармане в транспорт лучше не садиться. Потому что если терминал в автобусе или маршрутке не работает, то пассажирам придется платить за проезд наличными?! Если, конечно, водитель не виноват. Но как пассажиру распознать, действительно ли терминал не работает или водитель просто лукавит? Кожухов не рассказал.
Напомню: фракция КПРФ в Омском горсовете несколько лет добивалась наведения порядка в пассажирских перевозках, выступала за то, чтобы частник платил налоги и стал вровень с «муниципалами». И добилась результата, который сегодня чиновники департамента транспорта ни с того ни с сего хотят … нивелировать.
Если в транспорте не работает такая штуковина, как картридер, то это не проблема пассажира. О чем городскому чиновнику может рассказать не только специалист Роспотребнадзора, но и любой юрист, а тем более адвокат. Риск потери выручки целиком и полностью лежит на владельце транспортного средства. Не работает терминал – уходи с маршрута. Перевозчик обязан следить за исправностью этого устройства.
И здесь опять же возникает вопрос – а не выдают ли господа чиновники картбланш жуликоватым водителям, позволяя работать без терминалов? А ну после такого заявления официального лица завтра половина терминалов «вдруг» выйдет из строя? В этом случае, похоже, и виноватого не найдешь!
Евгений ПАВЛОВ.