Первых русских женщин, поднявшихся в воздух в начале 20 века, называли авиатриссами. В дипломе Анфисы Лукиной будет более прозаическое название: пилот вертолета. Женского рода эта профессия не предполагает.
Анфиса Лукина хочет летать наконец не во сне, а наяву. Лётная практика у 22-летней выпускницы Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени Ляпидевского закончилась почти месяц назад. Осталось получить диплом, в котором будет обозначена специальность: пилот вертолета, и можно отправляться работать на Тюменский Север. А вот ждать лётной практики Анфисе, как и ее сокурсникам, пришлось полтора года.
Анфиса поступила в ОЛТКГА, единственное в России среднее специальное учебное заведение, которое готовит пилотов вертолетов, не в самые лучшие для него времена. Пилотов вертолетов не хватает – любого пола, база пришла в упадок. Выпускники 2019 года даже сняли видеообращение к президенту России: теоретическое обучение они закончили, а вот работающей техники в колледже оказалось мало, летать курсантам не на чем. В дело вмешалась прокуратура, обязав колледж обеспечить курсантов летной практикой. Решить проблему помогла Росавиация: к подготовке привлекли авиакомпании, которые выделяют свои вертолеты в качестве учебных. Тем не менее, процесс движется медленно.
За полтора года «в очереди» за полетами Анфиса попробовала себя в пяти профессиях: работала курьером, продавцом, фэйс-контролером и садовником. Все к лучшему, как она считает: убедилась, что «земные профессии» не для нее. Отлетали курсанты ускоренными темпами – всего за три месяца, хотя прежде практика была от полугода до года. Так что еще учиться, учиться и учиться – и самостоятельно, и в процессе работы, благо, что трудиться Анфисе предстоит в компании, которая является крупнейшим вертолетным оператором в России. Опыт накоплен серьезный, и женщин-пилотов тут не боятся, хотя немногие дамы в России управляют летательными аппаратами. Особенно вертолетами: считается, что водить их сложнее, чем самолеты, хотя бы потому, что труднее держать равновесие. Анфису этими «страшилками для дилетантов» не напугаешь:
– Летали, знаем, – шутит она.
На ее курсе девушек было всего трое из 110 человек. Парни-однокашники быстро поняли, что над девчонками подшучивать не стоит: они не из тех, кто не может за себя постоять, несмотря на внешнюю хрупкость. А вот многие преподаватели, особенно из ветеранов, так и не смогли понять, зачем женскому полу вертолеты. Во всяком случае, будущим «вертолетчицам» нередко задавали вопрос: «Зачем вы пошли в лётное, если в вертолете негде поставить плиту?» Анфиса не в обиде: говорит, такое отношение подстегивало учиться лучше.
– Стереотипы все еще существуют, – признается она. – На мой взгляд, нет мужских и женских профессий. Все зависит от индивидуальности, от склада ума и характера. Мой приятель, к примеру, мечтает заниматься маникюром, и это не вызывает у меня отторжения. Наоборот: хорошо, что сейчас все профессии открыты и для мужчин, и для женщин. Главное ведь – любить свое дело.
Как ни странно, на «мужскую» профессию она не посягала: планировала стать стюардессой. Мама-предприниматель, прилетая из командировок, так восхищалась бортпроводницами, что Анфиса заинтересовалась этой специальностью. Оказалось, что стать стюардессой не так уж трудно: достаточно трехмесячных курсов, правда, на базе среднего специального образования. Анфиса для начала решила изучить профессию пилота, и это оказалось гораздо увлекательнее! Подошла к делу серьезно. Прочитав, что курсантов в лётное отбирают по физическим данным в том числе, пошла в спортзал, стала тренироваться. Правда, в год ее поступления экзамен по физкультуре отменили. Зато Анфиса полюбила спорт и без тренировок уже себя не представляет.
Здоровый дух в здоровом теле пилоту необходим. И курсантам тоже: далеко не все выдерживают обучение. Если первый курс – это в основном общие предметы, то на втором-третьем идут специальные: приборное оборудование, аэродинамика, навигация, технический английский, азбука Морзе. Даже Анфисе, всегда любившей учиться, было непросто.
– Когда впервые села за штурвал, было столько эмоций! – вспоминает Анфиса. – Первые три полета захлебываешься впечатлениями. Ты в небе, но видишь землю, и это совсем не те ощущения, чем в самолете. Омск поразил – с высоты он кажется серым, особенно грустно видеть заводские трубы, коптящие небо. Потом, когда первое потрясение проходит, начинаешь потихоньку разбираться: что нажимать, как управлять. В принципе управлять современным вертолетом может хоть мужчина, хоть женщина – физическая сила не нужна: рычаги гидравлические. На мой взгляд, это немногим сложнее, чем автомобилем, который я вожу уже три года. Другое дело, что сама по себе работа пилота вертолета непростая – мало бываешь дома, часто ездишь в командировки, причем обычно туда, куда не может добраться другой транспорт. Но каждый ведь сам выбирает свой образ жизни. Одни женщины хотят стоять у плиты, а другие идут учиться на пилота.
А вот прыгнуть с парашютом ей пока не удалось: в программе обучения такой дисциплины нет, и курсанты учатся по собственному желанию в ДОСААФ.
– Мама переживает, что это опасно. И это притом что ей нравится моя профессия, которая опасна сама по себе, – смеется девушка.
Она признается, что ей больше хотелось бы работать на одномоторном легком «Еврокоптере», чем на большом МИ-8. «Еврокоптер» элегантнее и чище. Но главное – летать! Она еще не знает, что будет делать: перевозить вахтовиков или грузы на подвеске, тушить пожары или распылять удобрения. Но точно знает, что постарается стать лучшей в своей профессии.
Наталья ЯКОВЛЕВА.