В селах области горячий завтрак стоит 25 – 30 рублей, обед 30 – 35 руб. В городе Омске это 65 руб. и 75 руб., соответственно. Семьи, доход в которых на человека не превышает 1,5 величины прожиточного минимума в регионе, получают ежедневную дотацию на питание ребенка. В день дотация на питание каждого школьника составляет 10 рублей (по 5 рублей из областного и муниципального бюджетов). По состоянию на 1 сентября 2019 года меру социальной поддержки на организацию питания в общеобразовательных организациях Омской области получали 53 401 обучающихся. Из этого числа 13 539 школьников питались только на дотацию (10 рублей). Остальные обучающиеся питались с учетом родительской доплаты.
В средствах массовой информации и в обращениях граждан к уполномоченному не перестают подниматься проблемы организации детского питания в образовательных организациях. При этом оценки ситуации чаще имеют негативный характер. Например, по данным омской мэрии, опубликованным в открытых источниках, в 2019 году по результатам контроля питания детей в детских садах на экспертизу отправлено 70 образцов продуктов. В 28 случаях еда, предназначенная для маленьких горожан, не соответствовала установленным требованиям. В результате 26 поставщиков сменили производителей, а с двумя компаниями контракты расторгнуты.
ПОБОРЫ НЕ ИСТРЕБИТЬ?
Не утратила своей актуальности проблема сбора родителями денег на нужды школ и детских садов. По-прежнему остро стоит вопрос соблюдения принципа добровольности. По мнению граждан, в «черный» список вошли следующие дошкольные образовательные учреждения города Омска: № 41, 236, 262, 291, 336, 396, а также общеобразовательные учреждения города Омска – № 46, 56, 65, 68, 73, 75, 76, 77, 78, 90, 113. Однако не вызывает сомнений, что нарушение принципа добровольности при сборе родительских взносов вызвано, прежде всего, дефицитным бюджетным финансированием. Ситуация с «родительскими поборами» – результат недополучения школами денежных средств для организации качественного образования. Очевидно, что актуальность рассмотрения данного вопроса на законодательном уровне назрела.
СЛУЧАЙ С КОРОВОЙ
В 2019 году на территории Омской области было зарегистрировано 24 868 преступлений, что на 2059, или 7,6%, меньше аналогичного периода 2018 года (26 927). В общественных местах и на улицах области было совершено 7334 преступления, что на 1515, или 17%, меньше, чем в 2018 году. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения составил 1279,1 преступления, что ниже общероссийских показателей (13 79,2 преступления) и показателей по Сибирскому федеральному округу (17 44,3).
Наименьший уровень преступности зафиксирован в Полтавском (68,2 преступления на 10 тыс. населения), Москаленском (73,0), Одесском (77,1) и Марьяновском (83,7) районах Омской области. Наибольший – в Крутинском (171,3), Называевском (168,3), Тюкалинском (157,0) и Знаменском (152,7) районах.
Чаще всего граждане сообщают о бездействии правоохранительных органов и неправомерных отказах в возбуждении уголовного дела. Вопиющим фактом, по мнению уполномоченного, является случай, произошедший в одном из районов Омской области. В декабре 2019 года к уполномоченному обратилась гражданка М. с жалобой на бездействие правоохранительных органов по уголовному делу, возбужденному еще в 2017 году по факту хищения принадлежащей ей коровы. Неоднократно выносились постановления о приостановлении предварительного следствия, которые затем отменялись прокуратурой района и руководителем следственного органа как незаконные.
Другой пример: гражданин Б. обратился в один из городских отделов полиции с заявлением о совершенном преступлении – хищении у него денежных средств. В ходе проверки сотрудниками полиции неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Только после вмешательства органов прокуратуры, к которым обратился уполномоченный в интересах заявителя, указанные процессуальные решения были признаны незаконными и отменены, а по результатам дополнительной проверки было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела.
В указанный период органами прокуратуры отменены как незаконные 41 668 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (в 2018 году – 47 834). Поставлено на учет по инициативе органов прокуратуры 3636 укрытых от учета УМВД России по Омской области преступлений (в 2018 году – 4042). Удельный вес укрытых от учета преступлений от общего числа зарегистрированных преступлений в 2019 году составил 14,8% (в 2018 году –14,9%). 1951 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2018 году – 2017). По инициативе УМВД России по Омской области в 2019 году всего выявлено 908 укрытых от учета преступлений (в 2018 году – 936).
Кроме того, отменено 114 незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела (в 2018 году – 129), 62 постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и 27). К тому же в 2019 году, по информации Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области, было возбуждено 12 уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел (в 2018 году – 31).
А КАК ТАМ, ЗА ПРОВОЛОКОЙ?
К уполномоченному обратился осужденный Ш., отбывающий наказание в одном из исправительных учреждений УФСИН России по Омской области, с жалобой, в которой указана невозможность встретиться с муллой или имамом. После ходатайства уполномоченного Ш. встретился со священнослужителем. Была удовлетворена и просьба осужденного Ф., находившегося в следственном изоляторе, об оказании содействия в направлении его для отбывания наказания в исправительную колонию, расположенную на территории города Омска. Вместе с тем по другим обращениям, а также по результатам контрольно-надзорных мероприятий Омской прокуратуры в исправительных учреждениях установлен ряд нарушений. Наказаны 310 сотрудников уголовно-исполнительной системы (в 2018 году – 270). Из них – 91 сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности на основании письменных приказов, 219 сотрудников – в устном порядке. Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере медико-санитарного обеспечения осужденных (170), при привлечении осужденных к труду (129), их материально-бытовом обеспечении (105), обеспечении режима отбывания наказания (99), применении мер дисциплинарного характера и объявлении поощрений (59).
Фактов отказа в предоставлении бесплатной наркологической и фтизиатрической помощи в исправительных учреждениях
УФСИН России по Омской области в 2019 году зарегистрировано не было. Случаев заболевания туберкулезом непосредственно в следственных изоляторах нет. В исправительных учреждениях выявлено 44 осужденных больных туберкулезом (в 2018 году – 62). Показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 20,3% и составил 496,5 на 100 тыс. спецконтингента (в 2018 году – 623,0 на 100 тыс., в 2017 году – 673,2).
Уменьшилось и число ВИЧ-инфицированных лиц. Так, по информации УФСИН России по Омской области, в течение 2019 года в региональных учреждениях ФСИН содержалось 1414 ВИЧ-инфицированных лиц (в 2018 году – 1608). За год выявлены 128 ВИЧ-положительных (в 2018 году – 163), из них 114 – при нахождении в СИЗО (в 2018 году – 140) и 13 осужденных (в 2018 году – 23).
В течение года специальной медицинской комиссией МСЧ55 направлено 50 заключений в суд для принятия решения об освобождении от отбывания наказания, освобождены 45 осужденных (в 2018 году – 47).
Количество осужденных, получающих обязательное основное общее образование в школах при исправительных учреждениях – 1129 человек (в 2018 году – 1355), среднее образование получили 319 человек (в 2018 году – 234), начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку – 1162 (в 2018 году – 1179).
Каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Работа комиссии по помилованию в 2019 году характеризуется следующим: рассмотрено 29 ходатайств осужденных о помиловании. Рекомендовано: по 7 ходатайствам применить помилование, по 22 ходатайствам – отклонить.