Красный путь
Красный путь

Крах операции «Вундерланд»

Широко известно, какую огромную роль в Великой Победе сыграл промышленный оборонный комплекс Сибири и его славные труженики, а на фронте – героические воины-сибиряки. Но и до сих пор мало кто знает, что Сибирь, точнее, некоторые ее северные районы, в том числе Тюменский Север, входивший тогда в состав «большой» Омской области, оказались опалены войной непосредственно.

Заполярье и Сибирь

в планах Гитлера

Известно, что Гитлер и его окружение являлись, кроме прочего, дремучими мистиками-оккультистами и упорно искали так называемые – «места силы» на Земле. К таким местам наряду с Тибетом, Крымом, Антарктидой они относили и Северное Заполярье, где, как считали, в древние времена находилась прародина арийцев «страна Туле».

Но, конечно, не только это тянуло гитлеровцев в Заполярье, в том числе на Сибирский Север. Фашистов влекли сюда, прежде всего, стратегические ресурсы: медь, никель, кобальт, алюминий. Возможно, они располагали сведениями о запасах нефти в Западной Сибири (тогда еще толком не разведанных). Добавим к этому и другие дары Сибири: золото, лес, уголь, а в южных районах края – хлеб. Конечно, враг знал и о возросшем накануне и в первые месяцы войны промышленном оборонном потенциале региона. Но в первую очередь фашисты собирались взять под контроль Северный морской путь, который мог стать для союзников еще одним каналом поставок военной помощи по ленд-лизу (тем более что американские самолеты уже перегонялись с Аляски через воздушное пространство Сибири, дозаправляясь в Красноярске, но тут фашисты были бессильны).

Блокировать Северный морской путь гитлеровцы вполне могли, взяв под контроль Карское море, а в Беринговом море этот путь могли перекрыть и японские ВМС. К этому времени японская агрессия против США в зоне Тихого океана, в том числе и в его северных широтах, достигла наивысшей точки: 12 июня 1942 г. японцы высадили десант на Алеутских островах (США, штат Аляска) и захватили два из них.

Малоизвестный факт: по германо-японской договоренности в начале 1942 г. именно в Сибири, по 70-му (вариант: по 73-му, омскому) меридиану должна была пройти «мировая граница» между «Великой Германией» и «Великой Японией» в восточном полушарии (правда, вскоре Гитлер решил, что в Сибири такая граница должна пройти восточнее, по Енисею). И хотя японцы пока в целом соблюдали договор с СССР о нейтралитете, топить американские суда с грузами ленд-лиза они были готовы (более того, потопили у дальневосточных берегов два советских транспортных судна).

К лету 1942 г. достигло пика противоборство союзников с фашистами в Норвежском и Баренцевом морях, а немецкая авиация, взлетая с аэродромов Норвегии, успешно препятствовала движению морских караванов союзников в Мурманск; наиболее трагической стала судьба каравана PQ-17, почти полностью уничтоженного в начале июля 1942 г. И хотя к этому времени уже успешно действовал второй канал ленд-лиза: Индийский океан – Персидский залив – Иран – Закавказье, не исключался и третий, запасной канал, годный для навигации лишь два месяца в году – Северный морской путь от Аляски до Архангельска (в крайнем случае до Обской губы). Уже в середине июня 1942 г. началась переброска большой группы ледоколов из Архангельска в Карское море для обеспечения судоходства по Северному морскому пути.

 

В дни Сталинграда

 

Весной 1942 г. японская разведка сообщила в Берлин, что большой караван советских судов с грузами из США, сформированный в Петропавловске-Камчатском, с открытием навигации двинется в Архангельск. Кроме того, немцам стало известно, что из Архангельска в Норильск в это время тоже пойдет караван с грузами.

Расчет врага крылся в том, чтобы не только сорвать навигацию на Северном морском пути, но и уничтожить оба каравана, которые примерно в одно время должны были оказаться в Карском море. Разработанная в штабе группы морского командования Nord предстоящая операция в Карском море получила кодовое наименование «Вундерланд» («Чудесная страна»). Для осуществления данной операции в середине августа 1942 г. в Карское море планировался поход крейсеров «Шеер» и «Лютцов», которые при поддержке нескольких подводных лодок должны были стать главной ударной силой.

Операция «Вундерланд» разворачивалась на фоне Сталинградской битвы. Нужно особо отметить, что в это время гитлеровское руководство рассматривало задачу выведения из строя Северного морского пути как важную составную часть всей военной кампании 1942 г. Не забудем также, что японцы обещали вступить в войну с СССР в случае взятия немцами Сталинграда. Случись такое, и обстановка в Сибири, в том числе и на Северном морском пути, могла для нас катастрофически ухудшиться.

Именно в этот период максимального продвижения гитлеровцев на восток наибольшими были и расстояния, на которые залетали к нам в тыл немецкие самолеты-разведчики: они появлялись над Средним Поволжьем, Уралом. Бомбежки достигали западных местностей Казахстана, а далее в планах немецкой авиации числились Челябинск, Пермь, Свердловск и Омск. Фронт приближался к Сибири…

На северо-восточном
направлении

Гитлеровцы увязли в Сталинграде, и фронт остановился на Волге, но боевые действия в Сибири все же вспыхнули: на ее крайнем севере. При этом операция «Вундерланд» опалила и самый север Омской области, а также северо-запад Красноярского края (еще в декабре 1934 г. возникла «большая» Омская область, включавшая в себя как территорию собственно Омской области в ее нынешних границах, так и почти всю территорию современной Тюменской области; в данных границах Омская область просуществовала до осени 1944 г.).

Фашисты планировали распространить свои действия на Карское море с береговыми местностями Северного Урала, Западной Сибири и Красноярского края уже весной 1942 г., в том числе посредством высадки диверсионных групп (включавших также бывших белогвардейцев и изменников из числа военнопленных) вызвать восстания в пунктах ГУЛАГа.

Ситуация на сибирском севере в этом отношении сама по себе была непростой, а при вмешательстве гитлеровцев могла еще более осложниться. В силу ряда причин в регионе имелся относительно высокий процент антисоветски настроенных граждан. Лишь незадолго до войны, летом 1939 г., была полностью обезврежена действовавшая на протяжении нескольких лет банда кулака Дрикиса на севере Тарского района. В январе 1942 г. вспыхнуло восстание заключенных на лагпункте «Лесорейд» в Воркутлаге – совсем недалеко от Ямала, где в 30-е годы имели место активные формы сопротивления мероприятиям Советской власти. Заметным явлением на обском севере (а это тогда – тоже Омская область) в годы войны были антиколхозные настроения и действия. В некоторых районах Сибири имелось антисоветское подполье, ядром которого являлись бывшие белогвардейцы, местные националисты, кулаки. В ряде мест Якутии были попытки сорвать призыв в Красную Армию и подготовить восстание с целью создания марионеточного государства под японским протекторатом. В Аллах-Юньском районе банда кулака Орлова в июле 1942 г. насчитывала 19 человек. В ноябре того же года т.н. «Добровольное общество борьбы против Конституции СССР» в составе около 30 человек напало на приисковый поселок Хатырхай. В несколько меньшем объеме вооруженные антисоветские бандгруппы фиксировались в Иркутской, Новосибирской и Омской областях.

В начале 1942 г., находясь в немецком плену, бывший комбриг РККА, изменник Бессонов под контролем гитлеровцев разработал план создания диверсионных отрядов из пошедших на сотрудничество советских военнопленных для заброски их в советский тыл, главным образом, на Урал и в Сибирь с целью инициирования восстаний в пунктах ГУЛАГа и дальнейшего развития бандповстанческого движения. При этом ставилась цель отрезать Урал и Сибирь от центральной части СССР и лишить его важнейшей стратегической базы на востоке. В случае захвата Салехарда предусматривалось снабжение «повстанцев» по морю.

В марте 1942 г. недалеко от Берлина начали работу спецлагерь и спецшкола для советских военнопленных, согласившихся на сотрудничество. Преподавательский состав там почти полностью состоял из членов НТС, готовивших под контролем немцев кадры для «новой России», и большинство этих кадров позднее оказалось во власовской РОА, а тогда, в 1942 г., часть этого контингента могла быть задействована при осуществлении «плана Бессонова». В конце 1942 г. в окрестностях Бреслау из числа изменников началось формирование десантных групп для ведения разведки и диверсий в советском тылу, в том числе на Урале и в Сибири.

В конечном счете из этого ничего не вышло, если не считать высадки на территории Коми АССР (в Северном Предуралье) трех диверсионных групп (в июне 1943 г., в декабре 1943 г. и в июне 1944 г.), причем все они были оперативно обезврежены. С планами создания в регионе «пятой колонны» из числа заключенных ГУЛАГа, а также из дезертиров, раскулаченных, спецпоселенцев, депортированных из Поволжья российских немцев фашисты серьезно просчитались: обида на Советскую власть далеко не всегда означала готовность бороться против своей страны на стороне фашистских агрессоров.

В 1941 г. ни одной гитлеровской подводной лодке так и не удалось проникнуть в Карское море и появиться у берегов сибирского севера, но с началом нового, 1942 года они стали появляться и здесь.

 

Враг не прошёл

 

Кануном боевых действий в Карском море в рамках операции «Вундерланд» стали нападение 26 июля 1942 г. немецкой подводной лодки в Баренцевом море на полярную станцию Малые Кармакулы на Новой Земле, недалеко от пролива Карские Ворота, и ряд атак в этом районе на советские транспортные суда и береговые станции. К этому времени в Карское море уже  проникли и действовали две немецкие подводные лодки.

Ранним утром 25 августа, обогнув с севера Новую Землю, в Карское море под прикрытием густого тумана вошел один из лучших военных кораблей ВМФ Германии – тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и направился на юго-восток, имея целью подойти к проливу Вилькицкого, где Северный морской путь был наиболее уязвим, так как возможность маневра для караванов была здесь минимальна. Достоверно не зная положения плавучих льдов и проходов, немцы решили перехватить какой-нибудь советский корабль, чтобы узнать о ледовой обстановке и заполучить шифры радиопереговоров.

Не дойдя до пролива Вилькицкого, «Адмирал Шеер» около 13 час. того же дня у о. Белуха наткнулся на ледокольный пароход «Александр Сибиряков», значительно уступавший врагу в размерах, скорости и огневой мощи. «Шеер» повел себя по-пиратски: сначала он попытался выдать себя за японский корабль и запросил сведения о ледовой обстановке, затем поднял американский флаг, и лишь когда понял, что на «Сибирякове» ему не поверили, поднял флаг ВМС Германии и просигналил требование о сдаче. На счету «Шеера» к этому времени было 26 побед над английскими и американскими кораблями, которые сводились к капитуляции всех их еще перед боем или же в его первые минуты.

Но «Сибиряков» под командованием молодого капитана А.А. Качаравы принял неравный героический бой и был потоплен, при этом успел предупредить Диксон и некоторые станции, что лишило рейд «Шеера» внезапности и позволило усилить меры обороны в районе Карского моря, в том числе в Диксоне и проливе Вилькицкого.

Далее «Шеер» двинулся к Диксону и 27 августа ударил по порту и стоявшим в нем кораблям всей мощью своих тяжелых орудий.

Как стало после победы известно из судового журнала, с «Шеера» готовился десант на берег численностью 180 человек, но, получив неожиданный отпор береговых орудий Диксона и стоявших в порту кораблей, фашисты на это не решились. Получив из советских орудий три попадания и утратив фактор внезапности, «Шеер» после нескольких часов боя (выпустив за это время около 500 снарядов) стал уходить на северо-запад и через несколько дней навсегда покинул пределы Карского моря.

Операция «Вундерланд» полностью провалилась, но боевые действия в Карском море и на его побережье на этом не закончились: они с перерывами продолжались вплоть до конца 1944 г. В конце августа 1942 г. северо-западнее Диксона немецкая подлодка из группы прикрытия «Шеера» потопила советский транспорт «Куйбышев» и буксир «Медвежонок». В октябре 1942 г. погиб сторожевой корабль «Муссон». В 1943 г. фашистам удалось потопить суда «Академик Шокальский», «Диксон», «Архангельск», «Киров», «Тбилиси» и тральщик сопровождения. В 1943–1944 гг. в Карском море постоянно действовали 8–9 подводных лодок противника и десятки его самолетов.

По некоторым данным, с началом нереста и движения рыбы в верховья рек фашистами планировалось подводными лодками втащить туши мертвых зараженных китов в Обскую губу и Енисейский залив с тем, чтобы инициировать эпидемию на всем протяжении Оби, Иртыша и Енисея. Достоверно известно, что в планы гитлеровцев и, в частности, ведомства Гиммлера, входила заброска инфекционных материалов на Урал и организация там эпидемий.

Тяжелые потери принес и 1944 г., когда фашистами были уничтожены «Норд», «Т-120», «СКР-29» и «Марина Раскова» с двумя тральщиками сопровождения. Каждое из таких событий полно героизма и драматизма. Настоящей трагедией стало потопление «Марины Расковой» 12 августа 1944 г., когда наряду с моряками погибло много пассажиров – женщин и детей.

Война приближалась к закономерному концу, но враг не унимался. 25 сентября 1944 г. на побережье Таймыра, в районе мыса Стерлигова из двух фашистских подлодок высадился десант в количестве 25 автоматчиков. Гитлеровцы захватили полярную станцию с целью разведки и добычи продовольствия, и хозяйничали там около двух суток. Разграбив склад и уничтожив оборудование станции, десант вернулся на подлодки.

В 1989 г. на киностудии «Грузия-фильм» вышел художественный фильм «Операция «Вундерланд», в основе сюжета которого – героический поединок «Сибирякова» с «Шеером» в августе 1942 г. и судьба капитана Анатолия Качаравы. К сожалению, в широкий прокат фильм так и не успел попасть по причинам уже прогрессирующего тогда разрушения СССР, а вместе с ним и гибели замечательной и уникальной системы советского кинопроката.

В 1942–1944 гг. фашистам так и не удалось парализовать навигацию на Северном морском пути и создать опорные пункты на северном побережье Урала и Сибири. Советским морякам удалось уничтожить в Карском море не менее трех подлодок противника. Планы и попытки гитлеровцев высадить десанты и совместно с «пятой колонной» развернуть сухопутные боевые действия в районах Коми, Ямала, Таймыра и Якутии также провалились.

Об интенсивности боевых действий в далеком от фронта Карском море и северном побережье Сибири говорят и цифры наших потерь. Всего в 1942–1944 г. фашистам удалось здесь потопить 16 советских военных и транспортных судов (и еще несколько повредить), погубить 2 подлодки, причинить разрушения порту Диксон и нескольким полярным станциям и поселкам (в т.ч. станционному поселку острова Белый на севере Омской области). В боевых действиях в акватории Карского моря и на его побережье, по некоторым данным, погибли не менее 964 советских граждан: моряков, гражданских специалистов, пассажиров.

Им – Вечная Слава и Вечная Память, как и всем, кто отдал жизнь за Великую Победу.

Анатолий ШТЫРБУЛ,

доктор исторических наук,

профессор.

г. Омск.

 

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех