На торжественном заседании Моссовета 6 октября 1944 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР Иосиф Сталин заявил: «Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной Армией остается ее последняя, заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».
На Московской фабрике строчно-вышивальных изделий №7 началось спешное изготовление флага из красного знаменного бархата. В центре полотнища был размещен большой герб СССР, над ним – орден «Победа», под которым находилась надпись: «Наше дело правое – мы победили». Но это знамя так и не было отправлено в войска.
А 9 апреля 1945 года, за месяц до капитуляции фашистской Германии (!), на совещании начальников политотделов всех армий 1го Белорусского фронта было решено, чтобы в каждой наступающей на Берлин армии изготовили красный флаг на случай штурма рейхстага. Первой в центре Берлина в конце апреля оказалась 3я ударная армия 1го Белорусского фронта.
По приказу командующего генерал-полковника Василия Кузнецова из обычного красного сатина, купленного в одной из здешних лавок, было сшито девять штурмовых флагов – столько дивизий входило в состав армии. Знамена изготовили по образцу Государственного флага СССР, со звездой, серпом и молотом, которые от руки по трафарету рисовал художник, заместитель командира по политчасти Василий Бунтов. Кроме того, художник написал названия дивизий и все флаги пронумеровал.
В ночь на 22 апреля штурмовые флаги были вручены представителям стрелковых дивизий. Третья попытка штурма рейхстага увенчалась успехом. Штурмовой флаг 150й Идрицкой стрелковой дивизии 3й ударной армии 1го Белорусского фронта, ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше рейхстага около трех часов утра 1 мая.
Первоначально Знамя поместили на фронтоне главного входа в рейхстаг с восточной стороны, прикрепив к конной скульптуре Вильгельма I.
Однако на другой день полковник Зинченко вызвал к себе Егорова и Кантарию и вместе с ними отправился на крышу. Там он сказал, что приказ выполнен не полностью: велено было установить Знамя Победы на самый купол. Бойцы бодро ответили: «Есть!». И через несколько минут Знамя уже развевалось над куполом. Момент водружения Знамени Победы не был запечатлен на фото, нет его и в кинохронике. Ошибочно за оригинальную фотографию принимается снимок, ставший известным под названием «Знамя Победы над рейхстагом» советского военного корреспондента Евгения Халдея. Когда журналист смог добраться до рейхстага, на здании уже было установлено множество флагов, и разобрать, какое из них Знамя Победы, не представлялось возможным.
В соответствии с договором с союзниками, район Берлина должен был стать оккупационной зоной Великобритании. И в связи с передислокацией соединений 3й ударной армии, Знамя было с рейхстага снято. Вместо него было поставлено другое – также красного цвета, но еще большего размера.
В дальнейшем Знамя Победы находилось в штабе 756го стрелкового полка, в политотделе 150й стрелковой дивизии. 19 июня маршал Жуков распорядился о доставке Знамени из Берлина в Москву.
Планировалось, что Знамя Победы пронесут по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945 года. Даже тренировался расчет: знаменосец Неустроев и его ассистенты – Егоров, Кантария и Берест. Однако у предполагаемого знаменосца Неустроева к его 22 годам было пять боевых ранений и сильное повреждение ног. На Параде Победы Знамени не было.
10 июля 1945 года Знамя Победы передали в Центральный музей Вооруженных сил в Москве на вечное хранение. Из музея оно выносилось только в 1965 году по случаю 20й годовщины Победы. Тогда знаменосцами Парада 9 Мая были полковник К. Самсонов, сержант М. Егоров и младший сержант М. Кантария. Потом сделали копию, а подлинник поместили в хранилище Знаменного фонда. Его запрещено содержать в вертикальном положении из-за хрупкости ткани, оно хранится в специальной капсуле Знаменного фонда.
По материалам сайта