В СМИ появилось сообщение о том, что водитель троллейбуса Татьяна Березницкая записала видеообращение к Путину по поводу условий труда сотрудников общественного транспорта.
– Я хочу обратиться к Владимиру Владимировичу Путину. Я – Березницкая Татьяна Константиновна, работаю водителем троллейбуса, живу в городе Омске. Сначала маленькая экскурсия, а потом – просьба. В троллейбусе есть чудесное приспособление – двери, там замок, резинки, стекло. Во время карантина передняя дверь у нас не открывается, а пассажиры заходят через среднюю и заднюю двери. Тут все мое пространство, а если даже ктото трогает поручни рядом, я их не трогаю. Нас обязали с сегодняшнего дня носить такие маски. А, еще забыла – я в нищем Омске живу, и у нас троллейбусы не оснащены кондиционерами вообще никак. И когда на улице 2526 градусов, в кабинах выше 30 градусов. И даже если ты без маски – тепловой удар всегда ходит рядом. Но так как мы очень сильно боимся пандемии, нас нарядили вот в это все, и мы работаем по 10–11 часов в день вот в таких условиях. Я вас очень прошу – откомандируйте к нам в Омск министра, который этот закон утвердил, издал, придумал. Я его покатаю 11 часов с собой в маске, даже не буду просить руль тяжелый крутить – просто покатаю. Может, у него мозг закипит, и он что-нибудь с этим законом сделает, – сказала на камеру работница МП «Электрический транспорт». – Если мы боимся пандемии, надо объявлять ЧС, страну закрывать на 2 недели, брать обязательства своих граждан на себя. Как-то помочь населению, а не издеваться над ним до конца. При таких условиях нас, скорее всего, убьет тепловой удар, а не коронавирус. Все! А нет, не все... У нас в Омске почему-то отменили льготы для льготников на проезд, и детям подняли стоимость проезда с 15 до 24 рублей. На вопрос: «Почему?» – мне сказали: «Чтобы не ездили». Вообще логика прямо железная... для стада баранов, в которых мы превратились. Чтобы не ездили, нужно объявить в стране карантин и ЧС. Вот теперь все! Спасибо!
Женщине очень оперативно ответили чиновники:
– Муниципальные транспортные предприятия руководствуются предписаниями Управления Роспотребнадзора по Омской области при проведении противоэпидемических мероприятий. В постановлении от 22 апреля сказано, что водители и кондукторы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, и использовать их при перевозке пассажиров. Возможно, это не всегда комфортно, но безопасность самих кондукторов и водителей, а также пассажиров – приоритетнее удобства. Мы все находимся в новых условиях и просим отнестись к принимаемым мерам профилактики с пониманием, – сообщили в ведомстве.
К сожалению, из-за беззубости профсоюзов обращаются к Путину те, кто не может толком сформулировать требования. Не даром еще Ленин писал, что самостоятельно, без партийного руководства, рабочие не смогут пойти дальше тред-юнионизма.
Во всех организациях, осуществляющих пассажирские перевозки, сейчас очень нервная обстановка.
Во-первых, люди прекрасно понимают, что, выходя на работу, рискуют своим здоровьем. Маски не спасут. Они лишь для вида. Снижает риск распространения инфекции через различные поверхности в транспорте их регулярная обработка антисептиком. По идее, нужно протирать поручни на каждой конечной остановке. Но его в нужных количествах нет. Протирают – но обычными моющими средствами.
Вопрос о масках... Рабочим выдали то, что смогли закупить в пассажирских предприятиях. В том же «Электротранспорте» кондукторам раздали одноразовые строительные респираторы (которые им нравятся больше масок, они удобнее). Но предупредили, что больше что-то выдать возможности нет. Люди дома моют одноразовые респираторы и используют их повторно.
Из-за сокращения пассажиропотока сокращено количество рейсов и смен. Значит, люди за март-апрель получат значительно меньше, чем в другие месяцы. Есть вероятность, что начисления некоторым кондукторам, у которых и так невысокая зарплата, будут меньше прожиточного минимума. А о доплатах до него никто вопроса не ставит.
И – самое главное. Кондуктора и водители общественного транспорта по степени риска заражения приближаются к медикам, работающим с больными коронавирусом. У кондукторов за смену – сотни контактов, причем даже при передаче карточки нереально сохранить «социальную дистанцию». По-хорошему, людей нужно тестировать еженедельно. Однако за месяц «самоизоляции» работников общественного транспорта ни разу не тестировали на коронавирус. Министров правительства тестировали. Депутатов тестировали. А кондукторов, как муниципальных, так и частных предприятий, – нет. Сколько из них уже заражено и болеет «бессимптомно»? Сколько из них завтра окажется в больнице? Этого не знает никто.
Я не пишу сейчас о частных транспортных предприятиях. Там хозяева должны сами понимать, что им важнее: экономия за счет здоровья работников или шанс пройти через эпидемию без особых скандалов. Но почему такое отношение к работникам муниципального транспорта?
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.