Продолжаем обсуждать провал мусорной реформы – кто виноват и что делать? (Начало см. в №9, 10, 11, 12.)
СТАРАЮСЬ, чтобы читатели были в курсе самых последних новостей. Вы первые, кто узнает о решениях областной межведомственной комиссии по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления в Омской области. Данная комиссия работает с конца прошлого года, возглавляет ее заместитель председателя правительства Омской области, бывший депутат Государственной думы России Дмитрий Ушаков, от фракции КПРФ в Законодательном собрании Омской области в состав комиссии входит депутат Максим Михайленко.
Первый вопрос – о проведении новых замеров для установления нормативов. Принято следующее решение:
1. Начать замеры обязательно уже весной (напомню: по закону замерять надо год), рассмотреть два варианта: закупку через электронные торги (что опять чревато появлением недобросовестного исполнителя с расчетом сорвать замеры и сохранить большой норматив) или определиться силами членов рабочей группы, что предложил я.
2. Привлечь управляющие организации к определению конкретных многоквартирных домов, где будут проводиться замеры, а органы местного самоуправления – к определению кварталов индивидуальной застройки для замеров в частном секторе.
3. Рассмотреть возможность установления единого норматива для всего частного сектора (нет технической возможности разделить дома на одной улице, когда один благоустроенный, а рядом бабушка живет без газа и воды, площадка общая и как разделить мусор? – никак). Напоминаю, что по закону положено найти для замеров микрорайон, где все дома благоустроенные (это можно в коттеджном поселке) или неблагоустроенные, а таких где в Омске найдешь целый квартал?
4. Обеспечить точный учет населения (ведь норматив получается делением объема мусора на число жильцов) путем привлечения возможностей органов внутренних дел, избирательной комиссии и органов образования.
Поддержано предложение депутата Заксобрания Антона Берендеева возобновить деятельность рабочей группы по нормативам с участием депутатов всех фракций.
Итак, кто хочет, чтобы его многоквартирный дом стал участником замеров – можете обратиться в РЭК Омской области с письмом или передать свое предложение о включении дома в реестр мне через редакцию газеты. Но есть принципиальные условия. В замерах может участвовать только дом, где в первых этажах нет юридических лиц и чтобы помойка была «своя» (можно на два или три дома, если все эти старшие согласятся участвовать в замерах).
Теперь ложка дегтя – то, о чем всегда говорю честно читателям. Буржуазный общественно-политический строй в принципе неспособен решить основополагающие вопросы жизни людей и государства просто в силу своей стихийной анархической природы (помните Гайдара: рынок все расставит). Никто бы не стал беспокоить органы образования или избирком, у которых неточные данные (например, избирком же не считает иностранцев, а они мусор тоже производят, так что норматив получится завышенным), если бы УВД дало Региональной энергетической комиссии данные о населении. Но должностные лица этого ведомства давно занимают такую позицию: мы-де федеральная структура, области не подчиняемся и данных давать не обязаны. Будем просить А.Л. Буркова встретиться с руководством УМВД, посмотрим, как у него получится. Но по сути – ну разве не бардак? Правительство РФ подписывает постановление о порядке определения нормативов, и там заложена сама собой необходимость поделить мусор на население, но пункта, что УВД должно данные дать (даже фамилии – только количество людей по каждому дому) – такого пункта нет. Это же не только для Омской области проблема – это по всей стране так. Кроме областей, где считают не человека, а метр, что, я и сейчас уверен, было бы правильнее. Где губернатор решил вопрос – решили, а где нет, как у нас – вот и появляются данные неточные. Представляю себе, если бы десятилетиями ранее генерал Иван Романович Алексеев заикнулся бы сказать (даже не Манякину, а курирующему отрасль второму секретарю), что данные не даст! Такого и представить невозможно! Вот то была власть, не чета теперешней общей безответственности. Только восстановление советской власти способно решить проблемы восстановления единой четкой структуры госуправления.
Второй вопрос на заседании касался полигонов. Решение сейчас зависит только от Москвы – рабочая группа Минприроды РФ с прошлого года так и не рассмотрела материалы, представленные правительством Омской области. Суть их – разрешить пользоваться действующими свалками до 2023 года, так как в противном случае мусор из Омска просто будет некуда возить. Пока нет решения, нельзя утвердить правильную территориальную схему. Непонятно же показывать на схеме эти две свалки, Ленинскую и Кировскую (ну – и назвали же – всегда коробит), или нет. Кстати, кто не знает – Надеждинскую свалку забудьте: ее никто включать в схему не будет, и правильно – рядом курортная зона. Это преступление, что несколько лет назад этот полигон разрешили вообще: и дорогу на единственную Чернолученско-Красноярскую курортную зону разбили, и грунтовые воды в Иртыш в сторону пионерлагерей оттуда текут.
В целом, на мой взгляд, В.Д. Ушаков ситуацией старается управлять, до конца года будет понятно – удастся ему в условиях хаоса госуправления выстроить внятную схему в Омской области, решив самые острые вопросы: контейнерные площадки, полигоны, раздельный сбор, мешочный сбор, взаимоотношения с монопольным оператором, или бардак продолжится.
Раздельный сбор
Одной из системных задач мусорной реформы является внедрение раздельного сбора отходов. Экологи правы, это важно и нужно просто для нашего выживания. Во-первых, закапывать мусор уже негде в европейской части страны, во-вторых, чтобы произвести новые бумагу и т.п. нужные вещи, надо срубить деревья, забрать у природы иное сырье. В-третьих, экономика в целом теряет миллиарды рублей на производство аналогичных товаров – тех же бутылок, которые мы выбрасываем, хотя в СССР все это рачительно собиралось, сам я с октябрятских лет с удовольствием макулатуру и металлолом собирал.
Впервые в приказе минприроды Омской области от 14 февраля 2020 года №11 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области» конкретно указано, что с 1 декабря 2020 года в регионе вводится раздельный сбор отходов. Сразу не пугайтесь – дата условная. Все понимают, что область пока к этому не готова, да и законодательство – никакое. Но что рано или поздно, во всяком случае в обозримом промежутке (год – два) введут – даю сто процентов.
С каждым месяцем какие-то новые регионы присоединяются к схеме раздельного сбора. Лучше всего, по отзывам, работа пока поставлена в Московской области и Татарстане.
Непонятно, как вводить раздельный сбор: ввиду хаотичности буржуазного рынка отходы сегодня никому не нужны, цена на них бросовая, а от пищевой промышленности (которая ранее и требовала бумагу, бутылки, пластик, пищевые отходы для свиней) в Омской области остались только воспоминания. Да еще правительство России само подложило бомбу под раздельный сбор, указав в постановлении №484, что вся выручка от продажи вторсырья будет у региональных операторов изыматься при расчете тарифа на каждый будущий год и что делает для «Магнита» эту работу изначально убыточной. Меня либералы пытаются убедить, что Сталин зря привлекал к суду врагов народа из числа чиновников, но ведь какой-то дурак в данном случае реально написал, и теперь все понимают, что неправильно, но никто до сих пор не исправил).
Но есть еще две проблемы местного значения, хотя они тоже характерны для большинства регионов – это неготовность площадок, контейнеров и материальной базы самих операторов – мусоровозов и перерабатывающих мощностей.
У нас в области, как и повсюду, применена так называемая «дуальная схема» сбора. Сухие сортированные отходы (бумага и картон, пластик, металл (банки), стекло, ветошь – в желтый контейнер. А все остальное – в привычный зеленый.
Формально обязанность оборудования контейнерных площадок на муниципальной земле (а большинство их там и стоит) – на органах местного самоуправления. Но я стою на позиции, что все должно быть в собственности, и в своих УК советую так делать жильцам. Иначе в итоге надуют.
Надо решить на совете дома (правлении ТСН, ЖСК), сколько надо желтых контейнеров – лично я рекомендую купить в зависимости от потребности в зеленых контейнерах. Если на пятиэтажку с четырьмя подъездами хватит одного зеленого, значит, и одного желтого, скорее всего, хватит. Хотя я бы купил два, так как частота вывоза сухих отходов будет реже – 1–2 раза в неделю. Она не регламентируется – по мере необходимости. Иными словами, зеленый будут опорожнять каждый день, и одного хватит, а желтый – раз в неделю, потому лучше иметь два.
Советую заранее посмотреть в интернете, где это богатство дешевле купить. Но покупать не торопитесь. Дело в том, что Минприроды России обратилось в Минфин о выделении 12 миллиардов рублей для приобретения желтых контейнеров для всех регионов. Подождем, может, и нам чего перепадет от буржуев, они омские налоги себе забирают.
Заранее нужно обследовать свою контейнерную площадку – хватит ли места для дополнительного желтого контейнера. Распространенная ошибка – при наличии нескольких зеленых контейнеров заменить зеленый желтым. Из-за разной частоты вывоза желтые не заместят зеленые один к одному – их лучше иметь больше. Особая проблема для домов с мусоропроводами, где площадок не было – здесь жильцам придется оборудовать таковую для желтых контейнеров.
Если не хватает места, удлиняем площадку и ограждение, подливаем внизу раствором или асфальтируем так называемое водонепроницаемое покрытие.
Несравненно большие проблемы стоят перед региональным оператором: он должен закупить еще десятки мусоровозов, так как запрещено возить сухие и несортированные отходы в одном мусоровозе. Нужно завершить программу оборудования сортировочных заводов (напомню, давно готов, но не приступил к работе завод в Ленинском округе, так как отходы девать некуда). По плану «Магнита» должен появиться еще такой же сортировочный завод в Таре для северной зоны районов и завод в Советском округе г. Омска, в промзоне.
Напоследок ложка меда в бочке дегтя: планируется, вычитать объем отходов, накопленных в желтом контейнере, из платы за ТКО.
Александр ЛИХАЧЕВ.