Продолжаем обсуждать провал мусорной реформы – кто виноват и что делать? (Начало см. в №9, 10, 11.)
ИНОГДА читатели удивляются, почему я недостаточно жестко критикую «косяки» «Магнита». Да за отсутствие лицензии, а потом за невывоз мусора из дальних населенных пунктов – выгнать бы его давно путем составления актов о невывозе отходов!
Но есть одна принципиальная проблема, о которой в прессе практически не пишут. Она в том, что формально «Магнит» обязан возить мусор ровно в объеме соглашения с правительством Омской области. В рамках так называемой территориальной схемы.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, – это основной документ, регулирующий обращение с отходами. Это совокупность графического (схемы, чертежи, планы и иные материалы) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на определенный период.
Теперь по-русски – это карта Омской области (вернее – много карт по фрагментам территории), где определены все объекты отрасли – от мусоропровода в подъезде дома до большой свалки, транспортные пути перевозки мусора, а также указано, сколько и из какого дома, населенного пункта и куда должны вывозить.
Так вот – отвечаю за свои слова – территориальная схема Омской области – это мошенничество чиновников с бюджетными деньгами, которое почему-то никак не интересует правоохранительные органы, хотя я об этом в прессе не раз писал. Ноль реакции.
Что же произошло? Как теперь принято, был проведен конкурс, еще при прежней областной власти. Выиграла московская компания. Я изначально предлагал конкурс не проводить, а разработку отдать омскому институту «Омскгражданпроект», который тогда еще не обанкротился. Но сделали как сделали. Приехали московские дядечки, очень интеллигентные, но что они могут, если так до конца и не разобрались, где у нас какие районы. И составили эту схему на основании писем районных и окружных администраций. А теперь попробуйте влезть в шкуру мелкого клерка окружной администрации – он понимает, что схема заработает года через три, он уже не будет на этой должности, и вообще не факт, что вообще будет работать в структурах власти, а нужно идти считать какие-то помойки и мусоропроводы. Данных же этих ни у кого не было, так как впервые в стране занялись мусором. Он, сидя в кабинете, и написал от фонаря, какие цифры в голову взбрели.
А москвичам что – им тут не жить. Деньги получить и уехать. Вот они взяли эти «левые» писульки и по формулам провели расчеты. Ничего не напоминает? Правильно – норматив накопления отходов, впоследствии отмененный судом.
Я был членом рабочей группы по разработке этой самой территориальной схемы. В высоких материях их сложных формул тоже не разбираюсь, но когда схема была готова, за несколько дней до голосования за ее принятие и оплату проведенной москвичами работы, раз положено указать все помойки – тупо обратился к этой схеме в минприроды вместе с тогдашним куратором реформы заместителем министра минстроя Дмитрием Шикаловым и проверил ООО «Труд». Из 31 фактически имеющейся помойки нашел в схеме лишь… три! 3 из 31?! Это как? Это что? Показал целым двум замминистрам и говорю – вы понимаете, что через два года по этой схеме должны будут возить мусор, но тут заранее написано, что в большинство дворов одной из моих управляющих компаний мусоровоз может просто не приезжать. И это будет законно. За что москвичам деньги платить? Проверил еще другие две УК – результат тот же, только примерно половина площадок указана.
Вот и получили то, что получили. Ну как здесь не вспомнить Ленина – теперь это немодно, но вот что писал председатель Совнаркома о наших чиновниках в письме Каменеву 3 марта 1922 года: «Ошибка эта – отвлеченность, увлечение схемой». Вот нам и наваяли в кабинете схему, которая не имеет ничего общего с реальностью. А на свалках, на помойках никто и не побывал. Кто встретился с трудовыми коллективами хотя бы крупных транспортировщиков отходов, где было более чем по сто водителей и подборщиков? Кто спросил об их проблемах, услышал предложения? Никто.
Полагаю, не нужно пояснять, что на рабочей группе все приняли на ура. Я один был против, а там человек 25 было. То есть почти единогласно проголосовали за принятие территориальной схемы и оплату средств разработчикам. Это обошлось казне в 8,7 миллиона рублей. Выброшенных, как сегодня более чем очевидно, на ветер.
Вот что у нас должно быть по этой схеме, рассчитанной на ближайшие 10 лет:
строительство 7 межмуниципальных центров по обращению с отходами (в Большереченском, Калачинском, Называевском, Омском, Павлоградском, Таврическом и Шербакульском районах);
5 муниципальных центров по обращению с отходами (в Оконешниковском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском, Черлакском районах);
24 станции по сортировке, перегрузке отходов (в Азовском, Большереченском (2 станции), Большеуковском, Горьковском, Знаменском, Исилькульском, Колосовском, Кормиловском, Крутинском, Любинском, Марьяновском, Москаленском, Муромцевском, Нижнеомском, Нововаршавском, Одесском, Полтавском, РусскоПолянском, Саргатском, Седельниковском, Тюкалинском районах и городе Омске (2 станции).
Тут прямое отношение к тарифам. Ну какой умник удумал в схеме возить мусор из Седельникова до Муромцево (за 98 км), а оттуда через реку еще в Большеречье! Также и с другими районами, где нет центров (по-русски – свалок). Сам себя не похвалишь – никто не похвалит: когда работали над схемой, удалось отстоять хоть Тевриз и Усть-Ишим. А вот то же Седельниково, как и ряд других, отстоять не удалось. Чтобы понимали: станция по сортировке, если по-русски, это бетонная площадка, куда сваливают мусор, чтобы потом загрузить в большой мусоровоз и за наш счет увезти на полигон в другой район, где таковой есть. Вот за это и платим.
Что же касается Омска, предусмотрено всего-навсего 450 или 650 контейнерных площадок – вот только они и вошли в соглашение с «Магнитом».
Правильно мне сказал еще первый руководитель «Магнита» С.В. Шевченко: если будешь нас совсем прижимать – я тоже пойду по законному пути, у меня есть в соглашении 650 площадок, вот их и буду обслуживать, а остальное – проблемы властей. Пусть, мол, возят как хотят, раз сами такую терсхему утвердили. А у меня все по терсхеме, все согласно законодательству.
Вот почему моя сегодняшняя позиция (и логика) определяется одним – если власть видит возможность создать местного оператора или пригласить сильного иногороднего – тогда есть смысл разбираться, а если нет – нужно в сотрудничестве с «Магнитом», естественно, контролируя его и не давая грабить людей – решать все проблемы. Формально «Магниту» есть что ответить на наши требования: полигоны не готовы, площадки в терсхему не включены – он, получается, сегодня в половине случаев возит то, чего не должен возить вообще.
И еще одна важная вещь. В этой терсхеме подсчитали путем сложных формул общий объем мусора, который мы выбрасываем за год. Пока не могу доказать, но уверен, что столько мусора мы не выбрасываем, а именно отсюда эти «конские» нормативы.
Итак, понятно – нужна новая терсхема. Про нее говорят уже год, но воз и ныне там. Отвечает за этот документ конкретное лицо – министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Алексеевич Лобов. Говорит, что до конца года схема будет утверждена.
Но и каждого это касается: проект схемы всегда выставляют на публичное обсуждение – надо не полениться и своевременно (самим жильцам и УК, ТСН, ТСЖ, ЖСК) войти в интернет, а у кого нет – съездить в минприроды и посмотреть карту – есть ли на схеме ваша конкретная помойка. Иначе мусоровоз не приедет.
Теперь о полигонах
По этому вопросу много писалось, потому кратко.
Первое. Нужно понять, что ситуация критическая. Если говорить по-крупному про экологию – то в Омске три проблемы: нефтехимический комплекс с систематическими выбросами, ТЭЦ5 на экибастузском низкозольном угле и отсутствие мусорного полигона в областном центре. В июне мне пришлось выезжать на сход жителей микрорайона Ясная Поляна, и одна из их основных жалоб: как начинает гореть кировская свалка – хоть нос затыкай.
Второе. Проблема эта не только омская. Крупным городам возить мусор некуда. Москва, правда, договорилась с Архангельской и Владимирской областями, но народ там протестует.
Третье. Причина сложившихся проблем – в неспособности буржуазного строя как такового обеспечить нормальное развитие страны. Разве наши чиновники, хоть мы их и критикуем, не знают, что нужен полигон? Знают. Не знают, где строить? Знают. Почему тогда не строят три года? Но встречный вопрос: а на что строить, если все деньги уходят в Москву?
И еще одно. При СССР был Генеральный план развития города Омска, принятый в 1970 году. После реставрации капитализма тот план бросили, сказали, что устарел, так как уже нет столько предприятий (почему и метро хоронят), нового не подготовили, никто и не вспоминал о полигоне, коль зарплаты и пенсии не платили в 90е. Наконец, приняли новый генплан, за десять лет ничего по нему не сделали – уже другой рисуют, а полигона так и нет.
Четвертое. Как же власти планируют выходить из положения – ведь речь, кроме городского полигона, идет о межрайонных, которые тоже нужно строить.
Однако, федеральные власти, поняв, что экономику лозунгами не поправишь, приняли самое незатейливое решение: продлить право пользования закрытыми уже полигонами до 2023 года. Ну – смех: только что, два года назад, омского предпринимателя Виталия Путинцева ровно за это (за пользование закрытым полигоном) судили по статье до пяти лет, в итоге добровольно-принудительно забрали у него бизнес, а теперь для «Магнита» – зеленый свет! Можно там сваливать отходы.
Губернатор обратился в Минприроды России за субсидией или иной денежной помощью для оборудования полигона, его стоимость оценивается от 5 до 8 миллиардов рублей (от объема), взять такую сумму только из областного бюджета критично – ведь область и без этого имеет массу долгов.
Если деньги дадут – полигон будет, если нет – рискую ошибиться, но тогда полигон построят уже при другом губернаторе. В том смысле, что до конца срока работы действующего будут пользоваться существующими свалками.
Александр ЛИХАЧЕВ.