Красный путь
Красный путь

Мнение Сергей МИЗЯ: Без перевода угольных ТЭЦ на газ национальный проект «Чистый воздух» в нашей области обречён

В одном из последних своих номеров журнал «Эксперт» опубликовал статью, в которой приведены удивительные и, полагаю, достоверные сведения. В прошлом году средние цены на электроэнергию для российских промышленных предприятий оказались выше, чем в США и ряде стран Западной Европы. В долларовом выражении. С Китаем и вовсе сравнивать нечего – там они в разы меньше.

Противоестественность ситуации очевидна. Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей на мировой рынок. Нам нет необходимости  втридорога покупать газ, уголь, мазут – все свое. Мало того, СССР создал одну из самых сбалансированных энергосистем в мире. 26 процентов в ней занимала гидроэнергетика, примерно столько же – атомная, остальное – угольные, газовые и мазутные ТЭС. То есть колоссальные первоначальные затраты, связанные со строительством станций, были сделаны в советскую эпоху, и это хозяйство московские «менеджеры» получили, по сути, в наследство даром.

Впрочем, нельзя не сказать, что с середины прошлого десятилетия шла достаточная активная модернизация энергетической инфраструктуры. В нее были вложены огромные средства – в общей сложности порядка четырех триллионов рублей. Естественно, предполагалось, что модернизация приведет к повышению эффективности работы станций, уменьшению удельного расхода топлива и в конечном счете снижению стоимости энергоресурсов для потребителей.

Увы,  получилось как всегда: цены начали расти с еще большей скоростью. Для страны нетто-экспортера энергоносителей ситуация вопиющая. Между тем энергетика является базовой отраслью для промышленности, и излишне напоминать, как эта ситуация влияет на конкурентоспособность всей российской экономики.   

Почему же масштабная модернизация генерации принесла столь странные плоды? Причины найти несложно – достаточно посмотреть на механизм реализации программы так называемых договоров на предоставление мощности (ДПМ). Была изобретена бизнес-модель,  избавившая генерирующие компании от инвестиционных рыночных рисков. В рамках этих самых договоров, заключаемых сроком на десять лет, возврат инвестиций с фиксированной доходностью 14 процентов гарантированно обеспечивался включением в тариф специальной надбавки.

Иными словами, деньги на реализацию программы были в принудительном порядке изъяты из карманов потребителей, причем сами ее авторы назвали проведенную операцию успешным примером привлечения в отрасль частных инвестиций.

В условиях рынка любой бизнес, допустивший такие чудовищные просчеты в сфере инвестирования, давно бы уже вылетел в трубу, но у наших монополистов признаков банкротства не наблюдается – они очень даже неплохо себя чувствуют. Зато стонут промышленные потребители, которые не только профинансировали программу, но еще и получили в качестве «бонуса» заоблачные тарифы.

В Омске, например, они еще выше, чем в среднем по России. Сколько можно грабить граждан и предпринимателей? Ведь это, на мой взгляд, не ЦРУ, не Госдеп подрывают благосостояние населения и конкурентоспособность омской промышленности – это делают вроде бы хорошо обученные и с огромными зарплатами и «бонусами» к ним менеджеры «ТГК-11». А при них состоит на высоких постах и контролирует вопросы экономической безопасности целый генерал ФСБ Виктор Миронов.  

Другая и не менее важная сторона медали – экология. Я почти пятьдесят лет живу в Омске, но такой чудовищной грязи, как сейчас, в городе не было никогда. Основная причина – наличие угольных станций и тот самый договор ДПМ, с которым связана необходимость немедленно увеличивать нагрузку и выдавать энергию в сеть по приказу единого оператора. И тогда практически половина сжигаемого угля в виде золы ложится на мегаполис.

Минприроды, на мой взгляд, лукавит, утверждая, что выбросы случаются несколько раз в месяц. Они постоянны, и их нельзя остановить. Все зависит от того, куда дует ветер и что происходит в это время в зоне рассеивания.

Если и дальше ничего не делать, никакого национального проекта «Чистый воздух» команда губернатора Александра Буркова выполнить не сможет. По той простой причине, что общий объем выбросов нельзя сократить за счет других предприятий. В своем недавнем интервью «Коммерческим вестям» председатель Омск-техуглерода Валерий Каплунат, затронув эту тему, привел показательные цифры. К примеру, доля Омсктехуглерода в общих выбросах в атмосферу всех городских источников составляет 0,4 процента. Если брать только промышленные предприятия – 2,5 процента. Даже остановка завода сколько-нибудь ощутимо для людей на экологическую ситуацию в городе не повлияет. То же самое можно сказать о большинстве других омских предприятий.

Зато если перевести с высокозольных экибастузских углей на газ две омские ТЭЦ, то из общего баланса сразу уйдет порядка 40 процентов выбросов. В том числе, например, десятки тысяч тонн вреднейшего диоксида серы. И омичи смогут нормально дышать, независимо от того, куда и с какой силой дует ветер.

Причем все разговоры о том, что газовая генерация обойдется дороже угольной, действительно, от лукавого. Весьма любопытный с данной точки зрения материал о проекте Ерковецкой ТЭС на границе с Китаем недавно опубликовал «Коммерсантъ». И вот там как раз «Интер РАО» рассматривает вариант замены топлива с угля на газ.

По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», это позволит существенно снизить стоимость проекта. Газовая станция на 1 ГВт обойдется в 80 миллиардов рублей, а угольная – 110–130 миллиардов, без учета расходов на создание угольного разреза. Иными словами, даже строительство газовой генерации с нуля дает огромную экономию. Почему, спрашивается, переоборудование действующих станций, где не требуются такие капитальные затраты, должно оказаться менее выгодным?

Газа в стране полно, это самый технологичный вид топлива, цены на него на европейском рынке падают и уже вполне сопоставимы с внутренними ценами, а миллионный город является весьма надежным покупателем. И конечно же, отказ от угля радикально улучшит экологию мегаполиса.

Но почему этого не происходит? Проблема, я считаю, заключается в том, что в ходе реализации программы модернизации менеджеры энергетической компании решают совершенно другие задачи.

Складывается впечатление, что конечной целью является не достижение максимальной эффективности производства, не улучшение экологии, а ОСВОЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Естественно, с максимальной выгодой для себя. Кто сомневается в этом, пусть изучит биографию экс-министра Михаила Абызова, похитившего у новосибирских энергетических компаний 4 миллиарда рублей и, как считают следователи, поставившего под угрозу «энергетическую безопасность ряда регионов страны».

Думаю, что после многолетней модернизации экономика «ТГК-11» изменилась в худшую сторону, причем все издержки неэффективного управления компания спокойно переложила на плечи потребителей. И, похоже, не собирается отказываться от данной стратегии.

Де-факто это не рыночная структура, так как с точки зрения рыночных отношений ее управленцы проводят немыслимые действия. Такие, например, как модернизация ТЭЦ-3, удвоившая себестоимость производства электроэнергии. Как установка дорогостоящего рукавного фильтра, который не используется. Как бесконечная модернизация электрофильтров, которая обходится чудовищно дорого. Как строительство золоотвалов без квалифицированной государственной экспертизы. Вроде бы посчитали, что их хватит на десять лет, а хватило только на пять. Где, в какой школе учились эти проектанты? Ведь речь же идет не о биноме Ньютона, а об элементарных расчетных величинах. Есть объемы сжигаемого угля, известно, сколько нужно будет положить в отвал золы. Не смогли посчитать. Или не захотели? А может, все-таки хорошо просчитали будущие доходы от освоенных в очередной раз наших денег?

Эффективность управленцы компании привыкли оценивать исключительно с позиций собственной выгоды. Например, переводить станции на газ им не выгодно. Потому что, похоже, исчезнет возможность освоения денежных средств на угле, золе, ремонтах, творческом заталкивании в тарифы всевозможных затрат и т. д. А значит, менеджеры останутся без кормления. Они же сами себе не враги.

Ну а мы в результате имеем безумные тарифы на энергоресурсы и чудовищную экологию, потому что интересы омичей в эту стратегию собственников компании, похоже, никак не вписываются.

Сергей МИЗЯ,директор ООО «Коминформ»,
председатель комитета 
Омской торгово-промышленной палаты по безопасности
предпринимательской
деятельности.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех