Отвечая на выступление депутата Леонида Михайленко по поводу итогов прошедших выборов районных Советов, председатель Законодательного собрания Александр Артемов позволил себе высказаться в стиле «сами виноваты». Дескать, у Омского обкома КПРФ есть очень мощный информационно-пропагандистский комплекс, коммунисты должны были заменить собой все избирательные комиссии и все государственные СМИ и «привести» избирателей на выборы. Но, дескать, мало старались, поэтому была такая низкая явка.
Мысль, конечно, интересная, но несколько лукавая.
Начать стоит с того, что даже самым далеким от политики людям понятно, что на прошедших выборах КПРФ конкурировала не с партией «Единая Россия», а с административным ресурсом, точнее, со всей вертикалью исполнительной власти.
Омское региональное отделение «Единой России» возглавляет губернатор Виталий Хоценко, про которого уже сложилось устойчивое мнение, что он – «творец всех побед региона». В том числе – и побед «Единой России». Именно Хоценко в своем блоге радостно заявил о росте числа мандатов, «завоеванных» (вопрос – у кого?) «партией власти».
На победу «партии власти» совершенно естественным образом работали все СМИ, получающие финансирование из бюджета региона. В разделе минфина области на сайте правительства размещена «Информация об объемах средств, предусмотренных в бюджете Омской области на финансирование расходов на информационное освещение деятельности органов государственной власти в 2021-2025 годах». В ней есть конкретные цифры. Так, в 2025 году на это самое «информационное освещение» выделяется 318 395,40 тысячи рублей. Еще раз: 318 с хвостиком миллионов. Треть миллиарда на региональное телевидение, областную «Омскую правду», районные газеты и частные СМИ, получающие деньги по контрактам «за освещение деятельности правительства». То есть можно сказать, что получили на это практически все СМИ в регионе, кроме «Красного Пути» и телеканала «Обком ТВ». Главным условием этого финансирования является, как понятно любому здравомыслящему человеку, «создание позитивного образа» губернатора и возглавляемых им правительства и «партии власти». (Вряд ли кто-то будет платить за то, чтобы его ругали, не так ли?)
По сравнению с этими цифрами финансовые возможности редакционно-издательского комплекса Омского обкома КПРФ гораздо скромнее. И все же, несмотря на такие огромные затраты на пропаганду «побед» правительства и «Единой России», доверие к власти у населения неуклонно снижается, а «образ» в восприятии далек от позитивного. Именно эта тенденция и выражается в постоянном снижении явки на выборы.
Причем, что показательно, к падению доверия к власти прикладывают руку не столько оппозиционеры, сколько сами провластные пропагандисты. Это выражается в целенаправленной «сушке» явки на выборы. Лозунг провластных политтехнологов: «Недовольные не голосуют». То есть все, кто не поддерживает «Единую Россию», просто не должны дойти до избирательных участков. В идеале – вообще не должны знать о проходящих выборах.
Собственно говоря, именно такая технология использовалась на прошедших выборах в районные Советы. Избирателям не рассылались приглашения. Предстоящие выборы минимально освещались в областных и районных газетах и подконтрольных администрациям пабликах в соцсетях. Наши агитаторы, разговаривая с жителями, в огромном количестве случаев обнаруживали, что люди просто не знают ни о каких выборах.
Понятно, что получить хоть какую-то явку местные администрации могли лишь с помощью организованного «подвоза» сотрудников бюджетных учреждений в ТИКи. Если бы не этот подвоз, реальная явка была бы на селе не 26%, она вряд ли перевалила бы за 10% от числа избирателей. Как, собственно, произошло на довыборах в Омске, где администрациям было очень сложно «вычленить» по месту работы жителей тех избирательных округов, где те проходили.
После выборов наши товарищи проводили опрос на тему: «Почему вы не пошли на выборы?» Ответы были ожидаемые: «Бессмысленно, все равно «нарисуют» победу нужному кандидату», «Не хочу играть в эти игры», «Мой голос ничего не значит и ничего не изменит», «Никому вообще не верю» и так далее.
Психологически важным был и ход муниципальной реформы. Она вызвала серьезную дискуссию, депутаты местных Советов, вне зависимости от партийной принадлежности, считают, что имеют право принять решение. Однако все итоги обсуждений реформы в районах были перечеркнуты принятым по инициативе губернатора решением Законодательного собрания. Сельчанам показали, где их место.
То есть «Единая Россия», точнее, исполнительная власть, добиваясь «победы над КПРФ», на самом деле одержала победу над последними остатками доверия населения к власти. Хотя, похоже, никто из сегодняшних руководителей области об этом не думает.
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.