Завершилось очередное пленарное заседание Законодательного собрания Омской области. Оно прошло более чем спокойно – большинство вопросов, выносившихся на него, уже детально обсуждались в комитетах.
Из наиболее значимых вопросов можно выделить предложенный региональным министерством экономики законопроект о продлении на три года пониженных ставок по УСН и расширить перечень отраслей, пострадавших в связи с пандемией. Пролонгация антикризисного пакета мер направлена по большей части на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Если закон будет принят, послабления коснутся 6,5 предпринимателей. Бюджету реализация закона обойдется в три «выпадающих» миллиарда рублей, однако областное правительство готово идти на потери, чтобы хотя бы немного оживить деловую активность в регионе. Депутаты без особых возражений приняли законопроект к рассмотрению.
Появились у депутатов вопросы и по поводу проекта закона Омской области «О внесении изменения в статью 5 Закона Омской области "Об охране окружающей среды в Омской области». Суть новации в том, что плата за выбросы в окружающую среду, которая взимается с промышленных предприятий, может пересчитываться не раз в установленный срок (сейчас это, как минимум, три года), а в соответствии с тем, насколько предприятия реально сократили выбросы. Это связано с тем, что наш регион – один из «пилотных» в деле принуждения крупных промышленных предприятий к сокращению выбросов в окружающую среду. В других регионах объем выбросов с каждого предприятия рассчитывается только на основе заявленных им технологий и, по сути, особо не ограничивается. Какие объемы предприятие заявило – столько и оплачивает в бюджет, компенсируя экологический ущерб, причем цифры остаются неизменными на протяжении нескольких лет. У нас, в соответствии с федеральным законодательством и во исполнение всевозможных федеральных программ типа «Чистый воздух», будет разрешено снижать плату за экологический ущерб пропорционально реальному сокращению выбросов от того или иного источника. В принципе, вопрос совершенно ясный и, скорее, бухгалтерский. Но он вызвал у депутатов интерес: а сколько наши «гиганты химпрома» платят за то, что нас травят? И куда областное правительство расходует эти деньги? На заседании регионального парламента никто дать ответ не смог, депутаты решили попросить министра природных ресурсов и экологии подготовить детальную справку на заседание профильного комитета.
Большинство других вопросов представляли из себя, как принято говорить в таких случаях, «приведение регионального законодательства в соответствии с федеральным». В Москве решили – в области надо взять под козырек. И неважно, насколько федеральные решения отражают местные особенности.
Яркой иллюстрацией такого подхода стала ситуация в Тевризе, о которой рассказал на заседании Законодательного собрания депутат от КПРФ Константин Ткачев. В Тевризе есть Дом специализированного жилого фонда, в котором на условиях социального найма живет 25 пожилых людей и инвалидов. Здание находится на балансе местного бюджета. В последние годы ужесточились нормативы по пожарной сигнализации и еще нескольким параметрам, так что для исполнения закона нужны дополнительные расходы в несколько миллионов.
Администрация Тевризского района решила, что это слишком накладно. Поэтому стариков решили переселить в дома интернаты, а здание… ну, что будут делать со зданием, кстати, достаточно крепким и недавно отремонтированным, это – вопрос к администрации Тевризского района. А присутствовавший на заседании Законодательного собрания министр труда и социального развития Владимир Куприянов заявил, что, дескать, в его структуре нет ставок истопников и сторожей, содержать здание минсоцразвитие не имеет права, а тевризских стариков можно переселить в дома-интернаты – места есть. И даже назвал цифру: сейчас в государственных и частных домах-интернатах в области есть почти 300 свободных мест. О том, что старики – тоже люди, а не «объекты оказания услуг», похоже, все чиновники забыли.
Кстати, по словам Константина Ткачева, подобная ситуация – как минимум в 10 районах области. Местные «дома престарелых» или уже ликвидированы, как в Черлакском районе, или находятся под угрозой ликвидации. Похоже, тихой сапой началась очередная волна «оптимизаций» - на этот раз по линии социального обслуживания пожилых людей. А то – ишь! – взяли моду ждать помощи от государства! Кстати, «цена вопроса» по сохранению тевризского Дом специализированного жилого фонда – порядка 6 миллионов на год. Сравните с суммами, в которые оценивается решение по поддержке «пострадавшего» бизнеса. Нет, никто не против того, что местных предпринимателей нужно поддерживать. Но все же и от них стоило бы ждать встречного интереса. Тот же министр Куприянов сообщил, что сотрудники его министерства уже пытались найти варианты сохранения Дома для пожилых в Тевризе с использованием партнерства с бизнесом. Но никто из предпринимателей не согласился стать «квартиросдатчиком» для живущих в нем людей на тех же условиях, на которых сейчас им предоставляет жилье муниципалитет. Дескать, невыгодно, прибылей не будет…
Евгения Лифантьева.