Настоящую бурю негодования среди россиян вызвали поправки в постановление Правительства РФ, касающиеся повышения утилизационного сбора на автомобили свыше 160 л.с., гибриды и электрокары. Минпромторг объясняет все «серыми схемами» в дилерских центрах и необходимостью обслуживать интересы китайских инвесторов
Государственная Дума РФ рассмотрела вопрос о протокольном поручении Комитету по промышленности и торговли запросить в профильном министерстве информацию о целесообразности многократного увеличения утилизационного сбора с физлиц за импорт автомобилей. Вопрос на рассмотрение внес секретарь ЦК КПРФ по работе с регионами Дальнего Востока, депутат Госдумы фракции КПРФ А.В. Корниенко. Фракции КПРФ, ЛДПР и большинство депутатов СР проголосовали за предложенную инициативу. Однако «Единая Россия» и «Новые Люди» не поддержали коммуниста.
Накануне, 7 октября, состоялось заседание фракции КПРФ, в котором принял участие министр промышленности и торговли РФ А.А. Алиханов. Депутат фракции КПРФ в Госдуме А.В. Корниенко попросил объяснить, чем обоснованы планы по многократному увеличению утильсбора с физлиц за ввоз иностранных автомобилей. Парламентарий указал, что, по мнению экспертов, принятие соответствующего нормативно-правового акта приведет к удорожанию многих популярных среди российских семей марок на несколько миллионов рублей, что сделает для них невозможным приобретение нового автомобиля. Вопрос для жителей Дальнего Востока крайне чувствительный. В ответ А.А. Алиханов посетовал на распространение т.н. «серых продаж», когда ввезенные на физлиц автомобили продаются уже через дилерские центры (увы, не предоставив статистики – насколько глобальна проблема в масштабе ввоза иномарок в Россию). По словам министра, такая ситуация «дестимулирует» китайских партнеров инвестировать в создание и развитие автозаводов на территории России, а министерство из-за этого недосчиталось 124 миллиардов рублей. А.А. Алиханов добавил, что более 80% автомобилей не подпадают под повышение утильсбора, так как данная мера вводится в отношении машин с двигателями мощностью свыше 160 л.с.
Депутата от КПРФ Алексея Корниенко ответ министра Антона Алиханова не устроил. Ведь очевидно, что в попытке поддержать российских автопроизводителей власти подзабыли об интересах простых россиян. Коммунист направил протокольное поручение в профильный комитет Госдумы, а также подготовил запрос на имя премьер-министра Михаила Мишустина.
Свою позицию А.В. Корниенко изложил редакции КПРФ.ру.
– Алексей Викторович, поясните, для чего нужен утилизационный сбор и как часто пересматривается его величина?
– Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в качестве меры для поддержки отечественного автопрома в связи с вступлением страны в ВТО. Правила и тарифы постепенно меняли. Поначалу раз в год, потом чаще. Резкий рост тарифов начался в последние три года.
– Как гражданское общество и, в первую очередь, жители Дальнего Востока и Сибири отреагировали на планы министерства по существенному увеличению утильсбора на ввоз иномарок физлицами?
– Минпромторг РФ на сайте regulation.gov.ru разместил проект постановления, по которому с 1 ноября текущего года предполагается многократно увеличить утилизационный сбор в отношении автомобилей, импортируемых физлицами. Сейчас утильсбор для них составляет от 5,5 тыс. рублей. После принятия постановления они будут платить от 800 тыс. рублей и более. Это приведет к существенному удорожанию импортируемых автомобилей. Поэтому те автомобили (не роскошные! Обычные кроссоверы и семейные минивены!), которые сегодня стоят в районе 3 млн р., после принятия постановления будут стоить 5 млн. Представителей среднего класса, особенно с учетом фактически галопирующей инфляции в стране, это, фактически, лишает возможности купить необходимый для жизни автомобиль.
Более того, по мнению экспертов, с принятием данного постановления ремонт импортных автомобилей к концу года может подорожать вдвое. Расходники вырастут в цене на 20%, кузовные элементы станут вообще дефицитом. Поэтому многие организации, которые специализируются на ремонте и обслуживании импортных автомобилей, разорятся и закроются – а это десятки тысяч человек.
Предложение правительства сильно бьет по интересам малого и среднего бизнеса. Я как депутат, представляющий интересы регионов Дальнего Востока, отмечаю, что инициатива министерства была воспринята с большим негативом. Жители Дальнего Востока пользуются, в основном, импортными автомобилями: японскими, корейскими, а в последнее время и китайскими. Чтобы понять, что «японки» у дальневосточников до сих пор на первом месте, достаточно посмотреть на дороги или, если вы никогда не бывали в этом огромном и замечательном регионе, – на отчеты таможни о ввозе авто. Доля таких авто на местных рынках достигает 85%. Весьма показательны результаты публичного обсуждения проекта постановления правительства: всего 663 голоса в поддержку, в то время как 124 тыс. против. Считаю, что данное голосование наглядно показало отношение к идее повышения утильсбора со стороны людей, живущих далеко от Москвы.
(Справка КПРФ: О популярности иномарок и их потоке через таможню Владивостока можете судить из официальных данных. По информации Владивостокской таможни, в июле 2025 года ведомство оформило рекордное количество автомобилей для личного пользования – 33 101 автомобиль, что почти в 1,5 раза больше прошлогоднего рекорда в июле (26 050 автомобилей). Всего за 7 месяцев 2025 года владивостокские таможенники оформили более 172 тысяч автомобилей для физических лиц. Увеличение составило 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной поток автомобилей по-прежнему японских марок TOYOTA, MAZDA, NISSAN, HONDA, SUBARU и SUZUKI), а также иномарки из Южной Кореи (HYINDAI и KIA) и единицы из Китая).
– Министр, отвечая на Ваш вопрос, говорил, что под повышение утильсбора подпадают только импортные автомобили с двигателем мощностью 160 л.с. Чем Вас такой ответ не устраивает?
– Большинство автомобилей на Дальнем Востоке именно такого типа. Они удобны для езды по бездорожью и просто плохим или неубранным городским дорогам, по сложному рельефу. А ведь еще есть гибридные автомобили, очень популярные в регионе. И вот, допустим, мощность «батареи» складывается с мощностью ДВС – получается больше 160; министерство это посчитает только по мощность бензинового двигателя, а при ввозе-то и гибрид учтут, и утильсбор насчитают. Весело! У меня закономерно возникает вопрос к правительству: почему бы им не повысить утильсбор в отношении люксовых автомобилей? Только по-настоящему люксовых, а не Toyota Rav4, не Kia Carnival и не Hyundai Palisade (которые, безусловно, хороши, но все же не являются предметом особой роскоши – это, в лучшем случае, как раз автомобили верхнего среднего класса). Я о тех авто, которые стоят по 10 миллионов, по 15 и выше. Люди, которые приобретают автомобили премиум-класса, в целом могут себе позволить доплатить «лишние» два-три-пять миллионов. У них эти деньги есть – или они знают, где взять. Но предложение правительства же бьет по незащищенным категориям граждан. На Дальнем Востоке многие семьи живут от зарплаты до зарплаты, но при этом авто для них является не роскошью, а средством передвижения и рабочим инструментом. В регионе немало многодетных семей, которым машина жизненно необходима. Повышение утильсбора в отношении импорта автомобилей – это удар по дальневосточникам.
– Может быть, министерство руководствуются интересами отечественного автопрома и таким способом пытается переориентировать потребителей на автомобили российской сборки?
– Не стоит обольщаться на этот счет. Как только постановление вступит в силу, все автопроизводители, локализованные на территории России, будь то отечественные марки или зарубежные бренды, немедленно поднимут цены до уровня цен на иномарки среднего класса. Мы же это уже проходили. Я уверен, что принятие данного постановления также спровоцирует серьезное удорожание и отечественных автомобилей. Так для кого же в итоге мы стараемся?
– Насколько оправдано многократное увеличение утилизационного сбора в целях борьбы с т.н. «серыми схемами» продаж автомобилей?
– Вот пусть и разбираются с дилерами, которые работают по таким схемам, подключают компетентные органы. Согласен, в текущей ситуации бюджету необходимы дополнительные финансовые средства. Но не путем увеличения утилизационного сбора в сотни раз!
– Почему после общения с министром Вы все же внесли на рассмотрение вопрос о протокольном поручении?
– Из его пояснений я не услышал ответы на вопрос о целесообразности повышения утильсбора на импортные авто. Поэтому и вынес на рассмотрение нижней палаты вопрос о протокольном поручении Комитету по промышленности и торговли РФ обратиться с запросом в министерство за информацией с подробным обоснованием необходимости принятия указанного проекта постановления, прогнозом его влияния на отрасли производства и импорта автомобилей и покупательскую способность населения, расчетом роста цен на популярные среди большинства населения марки автомобилей.
– Как Вы можете прокомментировать результаты голосования на пленарном заседании Госдумы?
– Голосование еще раз наглядно показало, кто сегодня по-настоящему отстаивает интересы своих избирателей. Многие депутаты «Единой России» были избраны в Госдуму от дальневосточных регионов. Но никто из них не поддержал предложение об обращении с протокольным поручением. Считаю, тем самым они вновь явили свое истинное лицо.