Скоро будет шесть лет, как в наших квитанциях за коммунальные услуги появилась отдельная строка «Обращение с ТКО».
ТКО — твёрдые коммунальные отходы, то есть то, что ежедневно «производит» каждый житель. Коллективными усилиями мы ежегодно выбрасываем гору мусора в 70 миллионов тонн. Понятно, что если всё оставить как было, то мы можем в не столь далёкое время просто потонуть в собственных отходах. О серьёзности проблемы можно судить хотя бы по тому, что на неё обратил внимание даже президент РФ Владимир Путин, который в 2018 году в Послании Федеральному собранию призвал сократить количество свалок.
Этот момент понимания серьёзности ситуации был зафиксирован уже на следующий год принятием Госдумой изменений в Закон «Об отходах производства и потребления», вступивший в силу в январе 2019 года. Так было провозглашено начало «мусорной реформы», включающей в себя раздельный сбор мусора с его дальнейшей сортировкой и переработкой. Всё это делать предполагалось в основном за счёт средств самих граждан. Именно тогда и появилась в наших квитанциях на оплату коммунальных услуг отдельная строка «Обращение с ТКО». И это, по-видимому, единственная задача, которая оказалась полностью успешно выполнена в ходе реформы, — мы все теперь платим. Другой вопрос: за что?
Баки для раздельного сбора мусора так и не установлены. Объясняется это элементарно: в стране дефицит мусорных баков… Цифры тоже не радуют. По официальным данным, сейчас перерабатывается 13 процентов отходов. По сравнению с двумя процентами в начале реформы это, конечно, рывок, но как-то не впечатляет, так как оставшиеся горы мусора продолжают накапливаться в лучшем случае на официальных полигонах, в худшем — на многочисленных нелегальных свалках. И из мусора не только не получается задуманное реформаторами ценное вторсырьё, а он продолжает гнить, гореть и отравлять окружающую среду вместе с живущими в ней растениями, животными и людьми.
Многочисленные мнения жителей можно было бы игнорировать как субъективные, если бы и такой серьёзный орган государственной власти, как Счётная палата РФ, неоднократно не указывал бы на критическую нехватку не только разноцветных контейнеров для раздельного сбора отходов и площадок для их размещения, но и самих мусороперерабатывающих заводов.
Согласно данным Российского экологического оператора, «мусорная реформа» совершенно провалена как минимум в 14 регионах: Забайкальский край, Еврейская автономная область, Севастополь, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Орловская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Омская, Астраханская, Свердловская, Ульяновская и Воронежская области.
А тем временем жители многих не вошедших в этот скорбный список регионов тоже мечтают даже уже не о раздельном сборе, а хотя бы просто о вывозе мусора. На словосочетание «мусорный коллапс» можно наткнуться во множестве региональных СМИ, а уж в местных чатах чего только не прочтёшь, каких фотографий с какими свалками не насмотришься… Например, в Челябинской области, включая областной центр, где контейнерные площадки были завалены доверху отходами, в которых плодились полчища крыс. Из доклада, представленного начальником отдела по надзору за соблюдением природоохранного законодательства прокуратуры Краснодарского края, следует, что и Кубань не справляется с потоками мусора.
Столь затянувшиеся сроки проведения реформы чиновники объясняют обычно отсутствием средств. Гражданам, стонущим от постоянно растущих тарифов, в том числе и на вывоз ТБО, как-то трудно в это верится. Вот и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в прошлом году региональные операторы получили более 280 миллиардов рублей, но контроля за расходованием этих средств нет. Практика региональных операторов себя не оправдала. Эти монополисты по вывозу отходов, как любые коммерческие компании, заинтересованы лишь в максимизации прибыли, и их монопольное положение никак не способствует тому, чтобы ставить оплату своей деятельности в зависимость от повышения уровня утилизации отходов.
Один из характерных примеров, куда деваются деньги, направленные на реализацию «мусорной реформы»: Хабаровское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) раскрыло сговор между заказчиком — региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и компаниями-транспортировщиками, который включал отстранение от торгов «нежелательных» фирм, победу «желательных», а также картельное соглашение, направленное на поддержание цен на торгах. Для понимания: эти завышенные суммы закладываются в тарифы. Всего, по оценкам Хабаровского УФАС, эти антиконкурентные соглашения в сфере перевозки ТКО тянут на сумму свыше 1,6 млрд рублей.
Поэтому тарифы и дальше обречены расти, что никак не связано с качеством обслуживания.
Впрочем, курирующий реформу Российский экологический оператор (РЭО) настроен оптимистично и продолжает быть уверенным, что уж к 2030 году 100 процентов мусора будет отсортировано, а 25 — полностью переработано. Глядя на нынешние темпы, верится с трудом.