КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Куда заведет нас ЕГЭ?

06.12 12:02

Анализу 20-летнего опыта проведения реформ в российском образовании был посвящен круглый стол в Общественной палате РФ, в Москве. О катастрофе в образовании говорил с трибуны Сергей Евгеньевич Рукшин, профессор кафедры математического анализа Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Он подчеркнул, что основывался на результатах исследований и опросов.

Согласно первоначальным планам, единый госэкзамен должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать возможность школьникам удаленных регионов поступать в ведущие вузы страны. Справился ли ЕГЭ с коррупцией? К сожалению, нет. Он ее убрал из приемных комиссий, но переместил затраты родителей в другие сферы. Во-первых, невиданно расширился и подорожал репетиторский рынок; во-вторых, в коррупционный фактор превратилась система олимпиад.

Но все это меркнет по сравнению с тем влиянием, которое оказал ЕГЭ на среднюю школу и на вузы – вместо прохождения школьной программы идет тотальная подготовка к этому экзамену.

Вузы теперь не имеют права выбирать себе контингент, за качество подготовки которого они потом отвечают. Это очень странная ситуация: высшие учебные заведения обязаны брать тех, кого пошлет ЕГЭ. От этого больше всего страдают региональные вузы, и исчезает целевой контингент: человек попадает не туда, куда мечтал поступить, а туда, куда удастся пройти по баллам.

Кроме того, реформаторы фактически уничтожили единое образовательное пространство страны. Теперь не только переехать из одного района в другой, а просто перейти из одного образовательного учреждения в другое – большой труд. Потому что имеет место несогласованность учебников, отсутствие единых сроков прохождения материалов. Например, при изучении математики в 5-6-х классах используются и учебник академика С.М. Никольского и учебник Н.Я. Виленкина, в которых разная очередность изучения таких тем, как «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби». И получается, что, перейдя из школы в школу, ребенок может два года проходить, например обыкновенные дроби и никогда не узнать про десятичные дроби. Это не так смешно и невесомо, как кажется.

Следующее. Разрушено педагогическое образование. У нас закрыто и перепрофилировано 40 педагогических вузов. Это означает не просто не уважение к професспрофессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога-предметника. Само педагогическое образование под угрозой. Что такое бакалавриат? Бакалавров, оканчивающих вузы, директора на работу берут крайне неохотно, из-за того, что они, к примеру, знают математику, но совершенно не знают методики преподавания. Социальный статус учителя не укрепился, а наоборот. Учитель замордован нагрузками, заполнением многочисленных бумажных и электронных документов, он превратился в человека, который оказывает услугу, и может быть наказан и учениками и родителями.

Реформа больно ударила по региональным вузам. Дело не в том, что она работает как пылесос, вытягивая из регионов лучших учеников в столичные вузы. Можно было бы признать это благом, если б они, получив прекрасное образование, возвращались в регионы. Разрушение региональных вузов отрицательно влияет на экономику краев и областей. А мы знаем, что Россия сильна и должна прирастать регионами, в них сосредоточено огромное количество природных богатств.

Региональным вузам угрожает и намеченная реформа аттестации и аккредитации вузов, которые планируется разделить на три категории. Это еще один, пока еще потенциальный, удар по этим вузам.

Разрушена система профессионального образования. Приведу факт. 23 октября произошло страшное для технологического развития страны событие – ни одна страховая компания не согласилась страховать запуски двух многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей «Союз», а это средства доставки туда и обратно космонавтов и грузов. То есть, под угрозой оказались запуски «Союзов». Такого не бывало ни в советской, ни в российской экономике. Падение технологической дисциплины на производствах, жалобы главных конструкторов оборонной промышленности на то, что у них нет инженеров-конструкторов должной квалификации. Все это свидетельствует о том, что система профессионального образования – от начального до высшего – находится в упадке. Отказ страховых компаний страховать полеты «Союзов» – серьезная угроза национальной безопасности и престижу России на мировой арене и на рынках запуска ракет.

Следующая болевая точка образования – внедрение Болонского процесса в России (Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 г. – Ред.). Этот процесс был изначально придуман для разрушения российской системы образования. Что мы имеем уже сегодня? Выпускники бакалавриата едут зачастую заграницу, и мы теряем их. Стипендия аспиранта в нашей стране такова, что он не может заниматься научной работой, а любая скромная стипендия зарубежного аспиранта позволяет ему сосредоточиться на изучении науки.

Болонский процесс разрушил хорошо продуманную систему подготовки специалистов в нашей стране. Мы получаем бакалавров, которые по практике подготовлены хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые совершенно не знают производства. Следующий трагический шаг – заявлено, что аспирантура – еще один уровень обучения. Сегодня учат 4 года на бакалавриата плюс 2 на магистра и еще 4 года в аспирантуре! Десять лет (!) тратится на людей, которые получают дипломы, потому что написали выпускную квалификационную работу (окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации – Ред.).

Итак, по всем ступеням высшего образования нанесен сильнейший удар.

Последнее, что вызывает серьезные опасения – в этом году проведено разделение управления отраслью на трехголового змея: Минпросвет, Минобр и Рособрнадзор. За подготовку специалистов отвечают министерство просвещения и министерство образования и науки. И есть организация, которая ни за что не отвечает – Рособрнадзор, но должна контролировать, непонятно каким образом, аттестовать, давать рекомендации.

И последний момент. Педагогам периодически устраивают вбросы и нервотрепки, которые не выдерживают никакой критики. Так, в прошлом году вице-премьер, отвечающая за социальную сферу, основной проблемой образования назвала... прямоугольные классы. Этим летом сократили уроки с 45 минут до 40. Таким образом, сократилась учебная неделя в 1–9 классах до 5 дней. Причем люди, которые это предлагают, не владеют арифметикой: от нововведения мы теряем в девятых классах два года учебного времени! А теперь нам еще предлагают подумать о системе оценок – вместо пятибалльной ввести 12- или 100-балльную. То есть педагогов все время трясут и нервируют непринципиальными, не имеющими отношения к сущности процесса образования, вбросами.

 

Подготовила Татьяна Журавок