Рост ВВП в августе в годовом выражении составил 1%, что является худшим показателем с начала года. Об этом свидетельствует доклад минэкономразвития «Картина деловой активности».
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: годовые показатели темпов роста экономики в июле составляли 1,8%, в июне — 1,1%, в мае — 2,5%. В целом же за январь — август министерство оценило рост на уровне 1,6%. Снижение динамики в МЭР объясняют падением в сельском хозяйстве, то есть сектора экономики, бурный рост которого в последние годы позволял властям говорить о том, что ещё не всё так плохо. В аграрном сегменте производство рухнуло в августе сразу на 10,8% в годовом выражении. Сбор зерновых и зернобобовых оказался на 1 сентября на 14,1% ниже по сравнению с показателем годовой давности. Так, сахарной свёклы, например, было собрано на 23,5% меньше.
Строительство также демонстрирует застой. Здесь наблюдается затяжная стагнация (минус 0,8% в августе после минус 0,7% в июле). Затормозился рост промышленного производства (2,7% в августе после 3,9% в июле) и грузооборота на транспорте (2,5% после 4,1% в июле). Даже «наше всё» — углеводороды не смогли придать оптимизма удручающей картине, что нашло отражение в прогнозе минэкономразвития, которое ухудшило ожидания по ВВП в 2018 году с 1,9% до 1,8%. Центробанк со своей стороны по причине повышения НДС ухудшил прогноз роста экономики на будущий год до 1,2—1,7% с 1,5—2%.
«Российская экономика уже давно утратила точки роста. Символические подъёмы, как правило, обусловлены разовыми всплесками — то урожаями зерновых, то повышением спроса на нефть, что связано со стихийным улучшением внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры и т.д. Как только влияние положительных факторов перестаёт работать или сокращается, все основные показатели развития национальной экономики начинают уходить в минус. Если же накладываются ещё и отрицательные факторы (снижение урожайности, как в этом году, новая порция западных санкций, усиление налоговой нагрузки на отечественные предприятия, девальвация рубля), то снижение макроэкономических показателей практически неизбежно.
Цены на нефть пока остаются высокими, но существенная часть доходов от экспорта энергоносителей уходит на формирование резервного фонда. Казалось бы, слабеющая национальная валюта должна помогать отечественным производителям и экспортёрам, но беда в том, что решающая доля оборудования, комплектующих и значительная часть сырья у нас импортные. И платить за них и их обслуживание приходится в долларах и евро, которые непрестанно дорожают. В той же геологоразведке и нефтедобыче доля импортного оборудования составляет 70—72%. В пищевой промышленности она ещё выше: в мясопереработке доходит до 100%. Так что даже дешевеющий рубль не способен оказать поддержку внутренним производителям.
Страна остро нуждается в существенных и глубоких реформах, в обновлении износившегося оборудования, в создании собственных производств, способных выпускать отечественное оборудование для российских предприятий, чтобы снизить зависимость от Запада. Но, увы, каждая дополнительная копейка дохода сейчас пускается на пополнение резервов, которые, судя по всему, предполагается использовать как своеобразную «подушку безопасности» в случае возникновения в стране каких-либо социальных напряжений. Российским руководством был сделан осознанный выбор в пользу обеспечения социальной стабильности любой ценой в ущерб ускорению экономического развития государства», — сказал «Правде» аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев.
«Особенно сложной ситуация станет в первой половине будущего года. В это время российская экономика ощутит основной удар от повышения налогов, роста цен на топливо, возможного роста оттока капитала из-за турбулентности на развивающихся рынках. Не случайно российские власти с такой самоотверженностью стремятся исполнить бюджетное правило, отсекая все доходы от продажи нефти выше 40 долларов за баррель. Российское правительство пытается успеть максимально наполнить Фонд национального благосостояния, пока ситуация в экономике не переросла в кризис. Делается это, даже несмотря на падение рейтингов одобрения действий власти из-за непопулярных мер (повышение НДС, пенсионная «реформа» и др.), которые приходится для максимально быстрого накопления принимать и проводить. В ближайшие два года рассчитывать на рост реальных доходов гражданам страны точно не стоит», — сказал «Правде» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.
Михаил ЕВСТИГНЕЕВ.