У сельских школ проблем сегодня столько, что не все выживают: где-то учеников мало, где-то учителей не хватает. Но детворе сельского поселения Любино-Малороссы повезло.
Накануне знакомства
В недавнем разговоре моя приятельница, ветеран труда Омского завода синтетического каучука Наталья Аносова, человек с активной жизненной позицией, неожиданно сказала:
– Хочу переехать поближе к семье сына, но трудно с родными местами расстаться. Выросла я недалеко от Омска – в Любино-Малороссах. Выйдешь на берег Иртыша или Старицы, и вот она – моя Россия. Умеет деревня всех породнить. А какая школа! Считаю, нигде такой нет. Мария Ионовна Лощинина, имя которой носит музей школы, – моя любимая учительница. На ее уроках географии мы «уносились» не только на берега Волги, но и в дальние страны. Занимаясь с ней в кружке художественной самодеятельности, участвовали в конкурсах и слетах. Сколько нового узнали про свою малую родину, собирая вместе с ней экспонаты для нашего школьного музея!
О селе и уникальном музее услышала я уже не впервые, и после рассказа Натальи поняла: в Любино-Малороссы нужно ехать.
Корни
За 279 лет здесь прошумело немало событий. Как полагают исследователи, в 1745 году на этом месте построили форпост Воровской для охраны рубежей от набегов кочевников. Селение росло, а название никому не нравилось, и в 1853 году по ходатайству жителей деревню назвали Любина. К концу XIX века это уже было большое село Любино, объединившее деревни Любино-Старожилы, Любино-Москали и Любино-Малороссы. Примерно в это же время появился и поселок, который ныне мы знаем как районный центр Любино, его развитие связано со строительством железной дороги. Тогда старое Любино и стали называть Любино-Малороссы.
Сегодня в средней общеобразовательной Любино-Малоросской школе учится 196 ребят, из них 125 привозят на уроки из населенных пунктов Китайлы, Политотдел и Любино-Малороссы школьные автобусы.
Первые впечатления
Учитель русского языка и литературы Валентина Борисовна Стасевич встретила меня на остановке в центре села. Уже много лет она руководит школьным историко-краеведческим музеем имени М.И. Лощининой, детскими общественными объединениями «Мы – музееведы» и «Школьный театр», награждена нагрудным знаком «За верность профессии». И, как считают коллеги, успешно интегрирует деятельность музея и театра в образовательный процесс.
Школа ухоженная, построена еще в 1978 году. Идут уроки. Мы идем по коридорам, и все меня удивляет: напольные шахматы, выставка репродукций художественных картин «Малая Третьяковка». Останавливаемся перед необычным мемориалом на втором этаже – «Помним всех поименно. Бессмертный полк «Любино-Малороссы». На огромных стендах, выполненных типографским способом, – фамилии земляков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
– Наш педагог Василий Николаевич Трубкин, – поясняет Валентина Борисовна, – проделал огромную поисковую работу в архивах и в 2021 году издал книгу «Долгий путь к Победе». Теперь у нас есть этот мемориал, где каждый ученик и каждый гость может узнать факты биографии своего предка. На фронт ушел 461 мужчина, из них погибли 294, вернулись 167. В этом году он нашел сведения еще о 49 участниках.
Бесценная коллекция
Школьный историко-краеведческий музей родился благодаря энтузиазму Марии Ионовны Лощининой.
– Краеведческая работа была для нее не просто сбором вещей и фотографий, – рассказывает мой гид, – она считала, что учитель работает на будущее, и, вовлекая ребят в исторический поиск, можно зародить в их душах чувство гордости за место, где они родились, за свою страну. Торжественное открытие музея состоялось 10 апреля 1960 года. Экспонаты, как положено, с первого дня заносятся в инвентарную книгу.
В музее можно рассматривать и брать в руки предметы быта, по которым нетрудно понять, люди каких национальностей живут здесь испокон веку. Вот деревянная подвесная люлька, старинная кровать, механические часы из Парижа. Кувшины и горшочки, когда-то сделанные местными гончарами. В разделе школьной истории: пионерские знамена, барабаны, горны. Как установлено краеведами, начальная школа была открыта в маленькой деревянной избе в 1865 году в селе Старожилы. В советское время в школе сложился дружный, сплоченный педагогический коллектив, выпускники поступали в техникумы, успешно заканчивали институты в Омске.
О пионерах-следопытах
Мария Ионовна с юными краеведами побывала во многих городах Советского Союза. Поездки совершались благодаря материальной помощи руководства совхоза «Рассвет». В город-герой Керчь в 1985 году ребята поехали не случайно: там, в Аджимушкайских каменоломнях погиб вместе с товарищами земляк Василий Породько. А на Урал – чтобы встретиться с теми, кто знал Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова.
– А вы знаете, что наша пионерская дружина носила имя Кузнецова? – озадачила меня Валентина Борисовна. – И ведь неспроста! С ним в партизанском отряде Медведева, воевавшем против фашистов на Украине, служил наш земляк – разведчик Николай Федорович Пегасин. В отряде его звали «Коля-маленький» и уважали за смелость, отвагу и дерзость. В составе небольшой разведгруппы он сопровождал Кузнецова в рискованных поездках по Украине. Николай Федорович награжден орденом Славы III степени, после войны вернулся в село, женился на учительнице.
Вот стопка журналов в самодельных обложках. Это Книги Памяти, написанные детским почерком в 1985 году! Таких удивительных экспонатов я не видела, проработав 20 лет в музейной сфере.
– Стараемся продолжать дело Марии Ионовны, – добавляет Валентина Борисовна. – В 2018‑м наш музей занял третье место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший школьный краеведческий музей». В этом году мы представили на Всероссийский фестиваль музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности» свою экспозицию «Спасибо тебе, победитель-солдат» и заняли первое место в региональном этапе конкурса. Мечтаем, что получится оборудовать под размещение наших экспонатов одно из помещений школы. Считаю, что очень важно, чтоб музей жил под школьной крышей, потому что он участвует в воспитательном процессе каждый день.
Впереди – юбилей
– У нас есть все условия, чтобы каждый ученик мог добиться успеха, – рассказывает директор школы Елена Сергеевна Бондаренко. – Стабильный коллектив увлеченных своей работой педагогов старается давать детям прочные знания. В 2019 году появился Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», где не только проводятся уроки информатики, технологии, но и занятия по основам робототехники, 3Д-моделирования, 3Д-печати, черчения. Наша гордость и школьный театр. Занимаясь в театре, ребята развивают уверенность в себе, учатся творить и мыслить. В 2021 году на выигранные в конкурсе денежные средства гранта сделали в актовом зале театральную гостиную, установили кресла, закупили компьютерное оборудование, костюмы для спектаклей. Стараемся участвовать в престижных конкурсах – это очень помогает развитию школы, укреплению ее материально-технической базы.
В 2020-м школа заняла первое место в районном конкурсе и стала победителем IV открытого Всероссийского смотра образовательных организаций, включена в национальный реестр «Ведущие учреждения социальной инфраструктуры России», а также в федеральный электронный реестр «Доска почета России». На призовые средства и помощь спонсоров приобрели телевизоры, проекторы, лыжи. Выпускники успешно сдают экзамены, поступают в колледжи и вузы. В 2021 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны», в 2022-м заняла 30-е место в рейтинге конкурса «100 лучших школ России».
…В Омск я возвращалась на маршрутке вместе с директором, которая спешила в город по делам.
– На днях в районном центре, – поделилась Елена Сергеевна, – встретила наших выпускников, говорят: «Получили повестки, едем служить». Парни получили профессиональное образование, тепло и искренне поделились своими планами! Это дорогого стоит. Убеждена, что у нашего села перспективное будущее. В следующем году ждем гостей на празднование 160-летия школы. Приезжайте к нам еще, мы расскажем вам про наш театр и познакомим с его артистами.
Татьяна ЖУРАВОК.